По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

"Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Иркутской области на 2015 - 2017 годы"



Министр сельского хозяйства
Иркутской области
И.В.БОНДАРЕНКО

Председатель
Президиума некоммерческой
организации объединение работодателей
"Агропромышленный союз Иркутской области"
Д.З.БАЙМАШЕВ

Председатель Иркутской областной
организации профсоюза работников
агропромышленного комплекса
Российской Федерации
А.В.РАКИТИН

27 марта 2015 г.

ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2015 - 2017 ГОДЫ

г. Иркутск

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящее Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Иркутской области на 2015 - 2017 годы (далее - Соглашение) заключено на региональном уровне социального партнерства на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федерального закона "Об объединениях работодателей", Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы, Отраслевого соглашения по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2015 - 2017 годы, Трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Иркутской области на 2015 - 2017 годы от 13.11.2014 № 243, Положения о министерстве сельского хозяйства Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 389/138пп, и других нормативных правовых актов.
1.2. Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющим права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства в агропромышленном комплексе (далее - АПК) Иркутской области.
1.3. Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения территориальных отраслевых соглашений, коллективных договоров и трудовых договоров.
Положения Соглашения являются обязательными для организаций-работодателей и реализуются их руководителями, а также территориальными и первичными профсоюзными организациями.
1.4. Сторонами Соглашения являются:
- работники организаций агропромышленного комплекса, в лице их представителя - Иркутской областной организации профсоюза работников агропромышленного комплекса РФ (далее - Профсоюз);
- работодатели, в лице их представителя - некоммерческой организации объединение работодателей "Агропромышленный союз Иркутской области" (далее - Работодатель);
- государственный орган исполнительной власти области - министерство сельского хозяйства Иркутской области (далее - Министерство).
1.5. Стороны признают, что на переговорах по заключению коллективных договоров интересы всех работников организаций АПК независимо от членства в Профсоюзе представляют и защищают первичные профсоюзные организации Профсоюза.
1.6. Стороны, заключившие настоящее Соглашение, строят свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, конструктивного и делового сотрудничества, взаимопонимания и доверия.
1.7. Стороны, заключившие настоящее Соглашение, в своей деятельности руководствуются действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
1.8. Ни одна из сторон, заключивших Соглашение, не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств. В случае реорганизации представителя стороны Соглашения его права и обязанности переходят к его правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения. Переход прав и обязанностей оформляется дополнительным соглашением.
1.9. Стороны Соглашения предоставляют друг другу полную и своевременную информацию по вопросам, касающимся хода выполнения Соглашения.
1.10. Территориальные соглашения и коллективные договоры не могут снижать уровень прав, гарантий и компенсаций работников, установленный законодательством Российской Федерации, соглашениями вышестоящего уровня и настоящим Соглашением.
1.11. Соглашение распространяется на работников и работодателей организаций агропромышленного комплекса Иркутской области (далее - организации АПК), а также организаций - членов Агропромышленного союза Иркутской области независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, которые являются работодателями, на других работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
Присоединение к Соглашению оформляется дополнительным соглашением.
1.12. Соглашение не ограничивает права организаций АПК в расширении социальных гарантий и льгот за счет собственных средств для их обеспечения.
1.13. В тех случаях, когда в отношении работников действуют одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
1.14. В случае отсутствия в организации коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие.
1.15. Соглашение вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 31 декабря 2017 года.
1.16. Начало действия Соглашения не зависит от факта проведения его уведомительной регистрации.
1.17. Соглашение может быть изменено, дополнено только по взаимному согласию сторон в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Внесенные изменения и дополнения оформляются дополнительным соглашением и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
1.18. Стороны Соглашения обязуются обсудить вопрос о продлении срока действия настоящего Соглашения или подписании нового Соглашения за 3 (три) месяца до окончания срока действия настоящего Соглашения.

Глава II. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Стороны содействуют развитию многоукладности экономики, свободе предпринимательства, многообразию форм собственности и хозяйствования, использованию земельных угодий для производства сельскохозяйственной продукции и сырья, защите интересов отечественных товаропроизводителей, развитию сельских территорий, обеспечению социальной защиты работников и охраны труда в организациях АПК.
2.2. Главными направлениями деятельности сторон по выполнению настоящего Соглашения являются:
- совершенствование социально-трудовых и экономических отношений в сфере деятельности АПК;
- реализация Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717, Государственной программы Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 09.12.2013 № 568-пп, участие в разработке, принятии и реализации федеральных, областных государственных и ведомственных программ развития АПК с целью обеспечения продовольственной независимости страны в параметрах, установленных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120;
- модернизация и переход к инновационной модели развития АПК, ускоренное освоение современных достижений науки и техники, позволяющих повышать производительность труда, снижать ресурсоемкость производства продукции;
- увеличение объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции и поддержание финансовой устойчивости и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;
- регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства в транснациональных компаниях, в организациях с участием иностранного капитала, в российских агрохолдингах и объединениях, действующих в АПК;
- развитие инфраструктурной сети сельскохозяйственных рынков;
- обеспечение экономически обоснованной ценовой политики в АПК и достижение паритетных ценовых отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей со своими партнерами;
- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к финансовым ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади;
- устойчивое развитие сельских территорий, стимулирование инвестиционной активности в АПК для создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности и высокотехнологичных рабочих мест на селе;
- развитие механизмов лизинговых поставок сельскохозяйственным товаропроизводителям машиностроительной продукции и племенного скота;
- преодоление стагнации в отрасли животноводства, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;
- применение новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения экологической и биологической безопасности пищевых продуктов;
- повышение уровня социальной защиты работников, занятых в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающих отраслях;
- организация подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров, стимулирование привлечения выпускников образовательных организаций всех уровней профессионального образования в целях их трудоустройства и предотвращение утечки квалифицированных кадров из сельской местности;
- монетизация натуральных форм оплаты труда работников;
- повышение уровня оплаты труда работников, снижение уровня бедности жителей сельской местности;
- разработка и совершенствование законодательной базы для защиты экономических и социально-трудовых интересов работников сельского хозяйства;
- содействие развитию систем добровольного пенсионного, медицинского и других видов социального страхования.
2.3. Министерство:
- разрабатывает прогноз социально-экономического развития АПК;
- разрабатывает областные государственные и ведомственные программы развития АПК;
- проводит работу по включению их в федеральные государственные программы с привлечением средств федерального бюджета на условиях софинансирования для выполнения федеральных, областных государственных и ведомственных программ;
- разрабатывает и реализует мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий;
- разрабатывает и реализует мероприятия по защите экономических и иных интересов местных сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- обеспечивает своевременное финансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций АПК из федерального и областного бюджетов согласно утвержденным программам;
- обращается в иные органы государственной власти с предложениями по улучшению социально-экономической ситуации на селе и в АПК;
- вносит предложения по вопросам, входящим в его компетенцию, по проекту трехстороннего соглашения в целях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Иркутской области;
- взаимодействует с федеральными и органами исполнительной власти Иркутской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями по вопросам улучшения социально-экономической ситуации на селе.
2.4. Работодатель:
- координирует действия своих членов в вопросах реализации социальных и экономических программ, проведения эффективной политики в вопросах трудовой занятости, заработной платы, охраны труда, социального страхования и пенсионного обеспечения работников;
- участвует в выработке решений (нормативных актов) органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам развития АПК и устойчивого развития сельских территорий;
- представляет законные интересы и защищает права своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с органами государственной власти и местного самоуправления, профсоюзом;
- способствует налаживанию взаимовыгодных связей между субъектами АПК, их объединению в отраслевые, территориальные и другие формирования в целях увеличения объемов производства и реализации сельхозпродукции, сырья и продовольствия;
- участвует в создании союзов и ассоциаций сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов;
- оказывает помощь крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам в реализации произведенной продукции с целью укрепления их экономики;
- содействует созданию профсоюзных организаций и заключению коллективных договоров;
- оказывает помощь в решении социальных вопросов на селе;
- участвует в рассмотрении коллективных трудовых споров и конфликтов;
- содействует обучению представителей малого предпринимательства в сфере АПК современным методам ведения хозяйства, использования финансовых инструментов, передовым сельскохозяйственным технологиям.
2.5. Профсоюз:
- осуществляет защиту трудовых прав и социальных гарантий работников в соответствии с действующим законодательством;
- добивается повышения уровня жизни и улучшения условий труда работников;
- оказывает правовую помощь в вопросах оплаты труда, занятости, режима рабочего времени, приема на работу и увольнения, возмещения вреда, причиненного здоровью;
- участвует в формировании социально-экономической политики в АПК, разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым вопросам;
- содействует проведению оздоровительных мероприятий и организации санаторно-курортного лечения работников сельского хозяйства и их детей;
- организует подготовку и повышение квалификации профсоюзных кадров;
- содействует реализации настоящего Соглашения, снижению социальной напряженности в организациях АПК;
- участвует в урегулировании коллективных трудовых споров, организует и проводит коллективные действия, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников;
- содействует снижению социальной напряженности в трудовых коллективах;
- содействует формированию гражданской позиции руководителей организаций АПК о необходимости объединения в отраслевые союзы;
- осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- берет на себя обязательство не организовывать забастовки на срок действия Соглашения при условии выполнения сторонами его положений.
2.6. Профсоюз и Работодатель:
- принимают участие в разработке и оценке нормативных документов, сотрудничают в обмене информацией по внедрению передового опыта и проведении общественных мероприятий по вопросам агропромышленного комплекса;
- доводят настоящее Соглашение для руководства, реализации и контроля до организаций АПК, органов местного самоуправления, районных территориальных профсоюзных организаций;
- оказывают методическую помощь в заключении коллективных договоров в организациях различных организационно-правовых форм, принимают участие в собраниях, конференциях по подведению итогов выполнения коллективных договоров; содействуют 100% охвату коллективными договорами организаций АПК;
- принимают участие в разработке законопроектов, программ, касающихся развития агропромышленного комплекса, социально-трудовых отношений работников;
- осуществляют организационно-методические мероприятия, направленные на создание и развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения работников АПК, защиту прав и законных интересов вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов;
- принимают меры по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платежеспособных организаций АПК.

Глава III. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ,
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ РАБОТНИКОВ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

3.1. Стороны Соглашения осуществляют меры, направленные на улучшение качества трудовых ресурсов в организациях и развитие их профессиональной мобильности на основе применения системы профессионального образования всех уровней, усовершенствования систем непрерывного профессионального обучения, подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов в отраслях АПК, в том числе:
- создание новых рабочих мест;
- предотвращение массовых увольнений;
- предотвращение ликвидации и перепрофилирования сельхозпредприятий, аграрных научных и образовательных организаций всех уровней;
- исключение из практики нелегальной занятости, стимулирование легальных трудовых отношений;
- трудоустройство граждан с ограниченными возможностями здоровья;
- социальную защиту увольняемых работников.
3.2. Министерство:
- разрабатывает мероприятия, направленные на реализацию Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717, Государственной программы Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 09.12.2013 № 568-пп, в области занятости и подготовки кадров;
- содействует развитию науки и формированию механизмов государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности в АПК;
- содействует подготовке, переподготовке и повышению квалификации руководителей, специалистов, рабочих кадров агропромышленного комплекса Иркутской области.
3.3. Работодатели в установленном порядке по согласованию с профсоюзным комитетом организации:
- соблюдают трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашения и трудовые договоры;
- разрабатывают и реализуют мероприятия, предусматривающие сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- заключают коллективные договоры;
- принимают меры, направленные на создание и сохранение рабочих мест, смягчение негативных последствий их сокращения;
- способствуют трудоустройству работников при ликвидации организации, которым осталось три года до момента возникновения права на пенсию, а также в семье которых один из супругов имеет статус безработного, и (или) одиноких родителей (иных законных представителей ребенка);
- обеспечивают приоритетное предоставление вновь созданных рабочих мест работникам, высвобожденным ранее из данной организации, с учетом их образования, квалификации и деловых качеств;
- обеспечивают высвобождаемым работникам организаций, признанных банкротами, преимущественное право трудоустройства во вновь образуемых на базе их имущества организациях;
- информируют выборные органы первичных профсоюзных организаций о сокращении рабочих мест;
- при наличии финансовых средств предоставляют льготы и компенсации высвобождаемым работникам сверх норм, установленных законодательством;
- оказывают материальную помощь нуждающимся работникам, молодым специалистам, ветеранам труда;
- обеспечивают выполнение мероприятий по повышению квалификации и профессиональной подготовки кадров, при вынужденном сокращении объемов производства приостанавливает наем новых работников на вакантные места;
- организуют переобучение работников новым профессиям;
- обеспечивают соблюдение установленного законодательством режима рабочего времени и времени отдыха;
- при необходимости вводят режим неполного рабочего времени. Предельный уровень сокращения установленного законодательством фонда рабочего времени, а также порядок компенсации работникам потерь в заработной плате устанавливается в коллективном договоре с учетом действующего законодательства. При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатели обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий;
- при необходимости производят разделение рабочего дня на части;
- создают условия труда в соответствии с действующими нормами трудового законодательства и предоставляют работу по специальности выпускникам образовательных организаций, обучавшимся по договорам или направлениям организаций и прибывшим для работы в эти организации;
- при принятии решения о сокращении штата или численности применяют увольнение работников только как вынужденную меру, когда исчерпаны все возможности их трудоустройства;
- организуют внутрипроизводственное обучение работников организаций, а также опережающее профессиональное обучение работников, подлежащих высвобождению;
- при принятии решения о массовом увольнении работников работодатели в соответствии со статьей 82 Трудового кодекса Российской Федерации проводят мероприятия с обязательным уведомлением выборных органов первичных профсоюзных организаций. Массовым увольнением считается одновременное сокращение десяти и более процентов от общей численности работников организации;
- при принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатели обязаны в письменной форме сообщить об этом выборным органам первичных профсоюзных организаций и в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до проведения соответствующих мероприятий и указать должности, профессии, специальности и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. В течение этого срока работодатели осуществляют меры, обеспечивающие за счет организаций переквалификацию и трудоустройство высвобождаемых работников, бесплатное обучение их новым профессиям и создание новых рабочих мест. При переквалификации работников с отрывом от производства за ними сохраняется средняя заработная плата на весь срок обучения;
- обязуются воздерживаться от использования трудовых ресурсов, трудоустроенных в частных агентствах занятости, за исключением случаев, когда стороны признают это необходимым. В последнем случае работодатели обязуются проводить консультации с выборными органами первичных профсоюзных организаций.

3.6. Работодатели с участием выборных органов первичных профсоюзных организаций и учетом финансово-экономического состояния организаций разрабатывают программы социальной адаптации работников, подлежащих сокращению.
При расторжении трудовых договоров в связи с сокращением численности или штата работников в коллективных договорах могут предусматриваться выплаты работникам единовременных пособий, предоставление других социальных льгот и гарантий сверх установленных законодательством.

Глава IV. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА

4.1. Стороны Соглашения договорились, что режим рабочего времени в организациях АПК устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, составленными на основании Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.
4.2. Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации и являются приложением к коллективному договору.

Глава V. ОПЛАТА И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

5.1. Стороны Соглашения считают главной целью совместной политики в области оплаты труда в организациях АПК систематическое повышение реальной заработной платы работников до уровня средней заработной платы по Иркутской области за счет роста эффективности и объемов производства и доведение соотношения уровня заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны до 55%.
5.2. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями работников устанавливаются в коллективных договорах, локальных нормативных актах организаций по согласованию с выборными органами первичных профсоюзных организаций.
Размер тарифных ставок (окладов), а также базовых окладов, тарифных ставок заработной платы устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, на которые начисляются все надбавки и доплаты.
5.3. В организациях внебюджетного сектора регулирование оплаты труда осуществляется следующим образом:
- минимальный размер оплаты труда при выполнении работником трудовых обязанностей и отработке нормы рабочего времени устанавливается на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации;
- в случаях когда экономическое положение отдельных организаций не позволяет обеспечить им применение минимального размера оплаты труда, предусмотренного настоящим Соглашением, при подписании коллективного договора в организации стороны могут принимать решение о других его размерах, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством, и разрабатывают меры по сближению минимального размера оплаты труда работников организации и величины прожиточного минимума в регионе;
- наименование профессий, перечень и тарификация основных видов работ (трудовых действий), присвоение квалификационных разрядов производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, действующих профессиональных стандартов, а также по результатам решений аттестационных комиссий;
- оплата труда работников дифференцируется в зависимости от сложности выполняемых работ и профессионально-квалификационного уровня и фиксируется в коллективном договоре, трудовом договоре;
- работодатели самостоятельно индексируют заработную плату в соответствии с индексом потребительских цен в регионе не реже чем один раз в год одновременно для всех категорий работников; механизм индексации регулируется коллективным договором или иным локальным нормативным актом организации.
5.4. В организациях, находящихся на бюджетном финансировании, оплата труда работников регулируется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.
5.5. Работодатель:
- обеспечивает работникам равную оплату за труд равной ценности;
- производит своевременные расчеты с работниками по заработной плате и уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также перечисление членских профсоюзных взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- выплачивает в полном размере работникам заработную плату в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором не реже чем каждые полмесяца;
- устанавливает в соответствии с законодательством и коллективным договором доплату при сменном режиме работы;
- несет персональную ответственность за задержку выплаты заработной платы;
- сохраняет за работником, который приостановил работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней, средний заработок за весь период приостановления им исполнения трудовых обязанностей. Средний заработок за дни приостановки работы исчисляется в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации;
- доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы;
- предоставляет гарантии и компенсации работникам в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
5.6. Выплата заработной платы руководителю организации производится одновременно с выплатой всем работникам организации.
Условия оплаты труда руководителей организаций устанавливаются трудовыми договорами с ними.
5.7. Введение, замена и пересмотр норм труда, условий оплаты труда производятся работодателями с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций с извещением работников не позднее чем за два месяца.
5.8. Система оплаты и стимулирования труда (повышение оплаты за работу в вечернее и ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу, на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда и других случаях) определяется работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, но не ниже размеров, установленных законами или иными нормативными правовыми актами, и фиксируется в коллективном договоре.
5.9. Профсоюз в целях защиты прав и интересов работников АПК осуществляет профсоюзный контроль за своевременностью выплаты заработной платы и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Глава VI. СОЦИАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ, ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

6.1. Стороны в рамках настоящего Соглашения рекомендуют работодателям устанавливать в зависимости от финансового состояния предприятия, организации АПК дополнительные социальные гарантии и компенсации за счет собственных средств с включением их в коллективный договор.
6.2. Работодатели предоставляют гарантии и компенсации работникам в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, действующими законами, иными нормативными правовыми актами и заключенными коллективными договорами.

Глава VII. ОХРАНА ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ,
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

7.1. Стороны Соглашения считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности одним из основных приоритетов своей деятельности. С целью улучшения условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности в организациях АПК стороны Соглашения:
- взаимодействуют в области охраны труда и окружающей природной среды;
- оказывают методическую помощь организациям АПК в разработке и реализации территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда работников;
- содействуют укреплению служб охраны труда организаций АПК;
- распространяют передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда.
7.2. Работодатели:
- обеспечивают выполнение в организациях законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, соблюдение режима труда и отдыха работников;
- создают на каждом рабочем месте условия труда, соответствующие требованиям охраны труда, и принимают необходимые меры по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- выделяют необходимые средства на проведение мероприятий по охране труда в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг); обязательствами коллективного договора указанные средства могут устанавливаться в повышенном размере;
- разрабатывают инструкции по охране труда и проводят ознакомление работников с требованиями по охране труда;
- обеспечивают проведение специальной оценки условий труда с участием представителей первичных профсоюзных организаций;
- устанавливают компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- обеспечивают работников современными средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также смывающими и (или) обезвреживающими средствами в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
- организуют проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников организации в соответствии со статьями 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации;
- обеспечивают санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
- обеспечивают обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- проводят обучение специалистов по охране труда в организациях;
- организуют расследование и учет (в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами) несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
7.3. Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатели устанавливают:
7.3.1. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда:
- для работников, условия труда которых отнесены ко 2 степени вредности, - не менее 7 календарных дней;
- для работников, условия труда которых отнесены к 3 степени вредности, - не менее 8 календарных дней;
- для работников, условия труда которых отнесены к 4 степени вредности, - не менее 9 календарных дней;
- для работников, условия труда которых отнесены к опасным, - не менее 10 календарных дней.
На основании настоящего Соглашения, коллективного договора и письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, возможна замена денежной компенсацией части ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающей 7 календарных дней, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Расчет денежной компенсации производится в том же порядке, как и основного ежегодного оплачиваемого отпуска.
7.3.2. Повышенный размер оплаты труда:
- минимальный размер повышения оплаты труда составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;
- для работников, условия труда которых отнесены к 3 степени вредности, составляет не менее 5% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;
- для работников, условия труда которых отнесены к 4 степени вредности, составляет не менее 6% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;
- для работников, условия труда которых отнесены к опасным, составляет не менее 8% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации, для принятия локальных нормативных актов либо коллективным договором, трудовым договором.
7.3.3. Денежную компенсацию при увеличении сокращенной продолжительности рабочего времени, но не более чем до 40 часов в неделю, на основании настоящего Соглашения, коллективного договора и письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору (статья 92 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом первые два часа увеличенного рабочего времени оплачиваются в полуторном размере, а последующие часы - не менее чем в двойном размере.
7.4. Работодатели совместно с выборными органами первичных профсоюзных организаций:
- создают комитеты (комиссии) по охране труда и организуют их работу;
- проводят обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, предусматривают в коллективном договоре меры, обеспечивающие уполномоченным (доверенным) лицам возможность выполнять свои общественные обязанности в рабочее время;
- организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
7.5. К коллективному договору прилагаются:
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на производстве с указанием объема средств, необходимых для их выполнения по годам;
- перечень производств, профессий и должностей, работникам которых выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты;
- перечень работ и производственных факторов, на которых работникам выдаются бесплатно смывающие и обезвреживающие средства, нормы их выдачи;
- перечень обязательной к выдаче спецодежды, спецобуви, в том числе теплых, других средств индивидуальной защиты, и нормы их выдачи;
- список работников, которым по результатам специальной оценки условий труда установлены размеры повышения оплаты труда, продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;
- список уполномоченных (доверенных) лиц Профсоюза по охране труда, количество часов свободного времени, предоставляемых уполномоченным (доверенным) лицам для исполнения возложенных на них функций и порядок их оплаты.
7.6. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности. Принуждение к указанным работам влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
7.7. Профсоюз:
- принимает участие в подготовке отраслевых мероприятий по улучшению условий труда и предупреждению травматизма, отраслевых нормативных актов, регламентирующих вопросы охраны труда и экологической безопасности;
- защищает законные интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением законодательства об охране труда;
- обеспечивает выборы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в каждом структурном подразделении и в организации в целом;
- проводит разъяснительную работу среди работников о необходимости соблюдения правил и норм безопасности труда на производстве;
- осуществляет профсоюзный контроль в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, препятствует принятию решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье граждан.

Глава VIII. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

8.1. К молодежи относятся граждане в возрасте до 35 лет.
8.2. Стороны Соглашения считают приоритетными направлениями совместной деятельности в области молодежной политики:
- содействие снижению уровня безработицы среди молодежи;
- проведение профориентационной работы с молодежью в учебных заведениях всех уровней профессионального образования в целях привлечения и закрепления молодых специалистов в отрасли;
- содействие повышению уровня профессиональной квалификации и карьерному росту молодых специалистов;
- обеспечение правовой и социальной защищенности молодежи;
- организацию и поддержку молодежного досуга, физкультурно-оздоровительной, спортивной и культурно-массовой работы.
8.3. В этих целях работодатели и профсоюзные комитеты организаций:
- формируют в коллективном договоре специальный раздел по молодежной политике;
- создают общественные советы (комиссии) по работе с молодежью в организации;
- разрабатывают комплексные и целевые программы по работе с молодежью и мероприятия по их реализации;
- проводят конкурсы профессионального мастерства среди молодых специалистов и рабочих;
- в целях быстрой адаптации молодых специалистов профсоюз и работодатели организаций АПК возрождают институт наставничества как один из основных механизмов поддержки молодежи;
- устанавливают именные стипендии обучающимся в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования за отличную успеваемость;
- поощряют молодых работников, добившихся высоких показателей в труде и активно участвующих в деятельности профсоюзной организации;
- дополнительно финансируют и создают условия для организации молодежного досуга, в том числе спортивно-оздоровительных мероприятий для молодых работников и членов их семей.
8.4. Работодатели:
- предоставляют льготы молодым работникам для обучения в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования в соответствии с действующим законодательством и коллективными договорами организаций;
- гарантируют трудоустройство по специальности молодым специалистам в возрасте до 35 лет, а также выпускникам профессиональных образовательных организаций, направляемых в отрасль по заявкам организаций, и работникам, после прохождения ими военной или альтернативной службы;
- обеспечивают реализацию квот рабочих мест для выпускников учреждений профессионального образования всех уровней;
- заключают с учреждениями профессионального образования всех уровней договоры сотрудничества о подготовке молодых специалистов и рабочих, проведении производственной практики и стажировки студентов и учащихся, поощрении мастеров производственного обучения, о развитии материально-технической базы образовательных организаций;
- оказывают материальную помощь молодым работникам, возвратившимся в организацию после прохождения военной службы по призыву, на условиях, определяемых коллективным договором.
8.5. Профсоюз:
- обеспечивает работу молодежного совета Профсоюза;
- организует и проводит обучение председателей молодежных советов и комиссий организаций, молодых профсоюзных активистов;
- контролирует предоставление гарантированных законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением социальных льгот и гарантий молодежи.

Глава IX. ГАРАНТИИ ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9.1. Права соответствующего выборного профсоюзного органа организации и гарантии его деятельности определяются Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Уставом профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации, генеральным, отраслевым и областным соглашениями, коллективными договорами, иными правовыми актами.
9.2. Работодатели:
- гарантируют невмешательство в деятельность профсоюзов, соблюдение права профсоюзов в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствуют созданию и функционированию профсоюзов в организациях;
- предоставляют выборным профсоюзным органам необходимую статистическую отчетность и иную информацию, затрагивающую интересы работников по социально-трудовым вопросам;
- принимают решения с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;
- ведут коллективные переговоры по подготовке, заключению и изменению коллективного договора;
- создают условия, обеспечивающие беспрепятственную деятельность выборных профсоюзных органов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- предоставляют выборному органу первичной профсоюзной организации, действующей в организации, безвозмездно необходимые помещения для работы и для проведения собраний работников, транспортные средства, а также средства связи, оргтехники и другие технические средства в соответствии с коллективным договором;
- включают представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в состав комиссий по финансовому оздоровлению, реорганизации или ликвидации организации;
- не препятствуют представителям вышестоящих профсоюзных органов посещать организации, в которых работают члены Профсоюза, для реализации уставных задач и прав, предоставленных законодательством;
- обеспечивают по личным письменным заявлениям членов Профсоюза проведение безналичным путем удержания профсоюзных взносов из заработной платы и их перечисление на счета профсоюзных органов на условиях, предусмотренных коллективным договором. Не имеют права задерживать перечисление указанных средств;
- осуществляют продажу и перепрофилирование принадлежащих им объектов социальной сферы с учетом мнения выборного профсоюзного органа;
- отчисляют финансовые средства выборным профсоюзным органам на проведение конкурсов профессионального мастерства среди работников организаций, праздничных мероприятий, посвященных Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, и других культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий для работников и членов их семей в размере 0,5% от фонда оплаты труда организации;
- обеспечивают участие членов выборного профсоюзного актива в работе выборных профсоюзных органов всех уровней, сохраняя за ними средний заработок на период участия в указанных мероприятиях. Сохраняют профсоюзному активу средний заработок на период кратковременной профсоюзной учебы;
- предоставляет членам выборных профсоюзных органов время для выполнения общественных обязанностей на условиях, предусмотренных коллективным договором;
- способствуют своевременному разрешению коллективных трудовых споров в случаях их возникновения;
- не препятствуют работникам в осуществлении самозащиты трудовых прав;
- могут производить оплату труда руководителей выборных органов первичных профсоюзных организаций за счет средств организации, если это определено в коллективном договоре;
- не применяют к работникам, не освобожденным от основной работы и входящим в состав выборных профсоюзных органов, дисциплинарные взыскания, переводы на другую работу и увольнение без согласования с соответствующим вышестоящим профсоюзным органом;
- несут ответственность за нарушение прав и гарантий деятельности профессиональных союзов в соответствии с действующим законодательством.
9.3. Социальные льготы и гарантии, премирование, предусмотренные коллективным договором для работников организации, распространяются на освобожденных от основной работы выборных профсоюзных работников.
9.4. Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, допускается, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, а руководителей и членов профсоюзных органов в организации, профорганизаторов - только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
9.5. Стороны Соглашения содействуют созданию и деятельности первичных профсоюзных организаций в организациях АПК независимо от их организационно-правовой формы.

Глава X. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ
ТРУДА И КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ

10.1. Стороны Соглашения определяют в качестве стратегического направления развития и реализации комплекса мероприятий социального партнерства на принципах равноправия сторон.
10.2. Стороны считают необходимым обеспечить максимальное использование возможностей социального партнерства в сфере труда при принятии решений по вопросам социально-экономического развития АПК, регулирования трудовых отношений, а также гарантируют выполнение взаимных обязательств, предусмотренных Соглашением.
10.3. Стороны Соглашения договорились:
- обеспечить безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в отрасли по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
- принимать меры по совершенствованию нормативной правовой и договорной базы социального партнерства;
- продолжить работу по повышению социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности, действующих в АПК, вовлечению организаций всех организационно-правовых форм в систему социального партнерства;
- в период действия Соглашения не допускать принятия нормативных правовых актов, ухудшающих социально-экономическое положение работников, без предварительного их обсуждения Сторонами.
10.4. В рамках повышения результативности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений Стороны содействуют:
- развитию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях АПК;
- распространению настоящего Соглашения на всех работодателей и работников АПК;
- принятию мер по урегулированию коллективных трудовых споров, противодействию правонарушениям в сфере трудовых отношений.
10.5. В этих целях Профсоюз и работодатели:
- проводят мониторинг и анализ заключения и выполнения соглашений на всех уровнях социального партнерства и коллективных договоров в организациях, а также работы органов социального партнерства;
- обеспечивают рост числа коллективных договоров путем вовлечения в переговорные процессы более широкого круга работодателей и работников;
- обеспечивают финансирование обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением;
- оказывают методическую помощь в подготовке и заключении коллективных договоров в организациях АПК, принимают участие в собраниях, конференциях по подведению итогов выполнения коллективных договоров;
- содействуют развитию системы отраслевого социального партнерства и ее институтов в Иркутской области;
- содействуют созданию при муниципальных органах исполнительной власти комиссий и общественных советов, а также участию в них представителей работодателей и профсоюзов;
- предоставляют друг другу информацию, необходимую для анализа хода реализации настоящего Соглашения, рассмотрения вопросов о внесении в него изменений и дополнений, а также подготовки проектов последующих соглашений;
- разрабатывают совместные типовые документы и рекомендации, направленные на развитие социального партнерства в АПК;
- принимают меры по предотвращению и урегулированию коллективных трудовых споров в организациях;
- обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства на отраслевом уровне в АПК;
- проводят совещания, конференции, круглые столы, а также создают разделы или страницы на официальных сайтах сторон Соглашения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", посвященные теме социального партнерства.
10.6. Профсоюз и Работодатель в целях укрепления социального партнерства ежегодно содействуют участию представителей Иркутской области в смотре-конкурсе "Лучший коллективный договор организации АПК России" и представляют к награждению нагрудным знаком "За развитие социального партнерства" представителей организаций АПК, успешно решающих вопросы эффективного развития производства и социального партнерства.
10.7. Стороны признают, что на переговорах по заключению коллективных договоров интересы всех работников организаций представляют и защищают первичные профсоюзные организации, а региональных и территориальных соглашений - областная организация Профсоюза.
10.8. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется сторонами Соглашения, их представителями.
10.9. Стороны Соглашения ежегодно рассматривают итоги выполнения Соглашения на совместных заседаниях. Информация о результатах размещается на официальных сайтах сторон Соглашения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
10.10. Разногласия при толковании условий Соглашения или их невыполнение рассматриваются Отраслевой комиссией в сроки, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, с приложением протокола разногласий и перечня мер, принятых по их разрешению.
10.11. В развитие Соглашения могут быть разработаны предложения, конкретизирующие его положения и являющиеся неотъемлемой частью соглашения после принятия их Отраслевой комиссией.
10.12. Ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
10.13. Соглашение подлежит уведомительной регистрации в министерстве труда и занятости Иркутской области.
10.14. Стороны Соглашения обеспечивают доведение Соглашения до организаций АПК в течение месяца со дня подписания.
10.15. Министерство в течение месяца со дня уведомительной регистрации Соглашения обеспечивает размещение текста Соглашения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


------------------------------------------------------------------