Постановление администрации МО "г. Саянск" от 08.10.2015 N 110-37-932-15 "Об утверждении "Основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования "город Саянск" на 2016 и на плановый период 2017 и 2018 годов"
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД САЯНСК"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2015 г. № 110-37-932-15
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД САЯНСК"
НА 2016 И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ"
В целях исполнения распоряжения администрации городского округа муниципального образования "город Саянск" от 04.06.2015 № 110-46-460-145 "Об утверждении плана мероприятий по подготовке проекта местного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов", руководствуясь статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 5 Положения о бюджетном процессе в городском округе муниципальном образовании "город Саянск", утвержденного решением Думы городского округа муниципального образования "город Саянск" от 30.10.2013 № 61-67-13-70, статьями 32, 38 Устава муниципального образования "город Саянск", администрация городского округа муниципального образования "город Саянск" постановляет:
1. Утвердить "Основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики муниципального образования "город Саянск" на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" (Приложение).
2. Признать утратившим силу постановление администрации городского округа муниципального образования "город Саянск" от 10.09.2014 № 110-37-793-14 "Об утверждении "Основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики муниципального образования "город Саянск" на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции от 31.10.2014 № 110-37-976-14) (опубликовано в газете "Саянские зори" № 38, 25.09.2014, страница 1 вкладыша, от 13.11.2014 № 45, страница 3 вкладыша).
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Саянские зори" и разместить на официальном сайте администрации городского округа муниципального образования "город Саянск" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 года.
Мэр городского округа
муниципального образования
"город Саянск"
О.В.БОРОВСКИЙ
Приложение
к постановлению администрации
городского округа муниципального
образования "город Саянск"
от 8 октября 2015 г. № 110-37-932-15
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД САЯНСК" НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2017 И 2018 ГОДОВ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основные направления бюджетной политики и основные направления налоговой политики муниципального образования "город Саянск" (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов подготовлены в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Прогноза социально-экономического развития городского округа муниципального образования "город Саянск" на 2016 год и на период 2017 и 2018 годов и определяют условия, принимаемые для составления проекта местного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, а также подходы к его формированию с учетом сложившейся экономической ситуации и изменений, внесенных в действующее бюджетное и налоговое законодательство.
Проект местного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов будет составлен на основе консервативного прогноза социально-экономического развития муниципального образования "город Саянск", с учетом проводимых мероприятий по оптимизации бюджетных расходов и необходимости безусловного исполнения расходных обязательств приоритетного направления.
2. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ
И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Реализация бюджетной и налоговой политики в 2014 году и первой половине 2015 года осуществлялась в условиях кризисного состояния экономики, повлекшего за собой снижение доходов местного бюджета и невозможность исполнения расходных обязательств в полном объеме, что не соответствует условиям прогноза социально-экономического развития муниципального образования "город Саянск" на 2015 год и на плановый период до 2017 года, поскольку он не учитывал ухудшение экономической ситуации во втором полугодии 2014 года.
Несмотря на общее снижение показателей производства продукции, доходов населения, рост инфляции и другие негативные факторы в экономике, налоговая и бюджетная политика были направлены на решение социально-экономических задач, обеспечение сбалансированности местного бюджета, повышение эффективности управления муниципальными финансами, переход на среднесрочное планирование местного бюджета и создание условий для формирования местного бюджета на основе муниципальных программ.
Снижение доходов местного бюджета при одновременном росте расходных обязательств, обусловленных необходимостью реализации указов Президента от 7 мая 2012 года и ростом расходов на социальные объекты, введенные в эксплуатацию после реконструкции или завершения строительства, потребовали от администрации городского округа муниципального образования "город Саянск" (далее - администрация городского округа) принятия мер по оптимизации бюджетных расходов, в том числе за счет снижения заработной платы работникам органов местного самоуправления, оптимизации сети и штатной численности муниципальных учреждений, дополнительному привлечению целевых средств из областного бюджета и источников финансирования дефицита местного бюджета в виде бюджетных кредитов и кредитов кредитных организаций.
Местный бюджет за 2014 год был исполнен с дефицитом в сумме 53,5 млн. руб., или 20% от объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Общая сумма доходов местного бюджета составила 757,9 млн. руб., расходов - 811,4 млн. руб., муниципальный долг по состоянию на 1 января 2015 года составил 114,4 млн. руб.
Несмотря на недостаточность доходных источников местного бюджета, администрацией городского округа в 2014 году в полном объеме обеспечено выполнение публичных и социальных обязательств муниципального образования, исполнение указов Президента Российской Федерации по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с "дорожными картами", своевременно выплачивалась заработная плата и страховые взносы, начисленные на фонд оплаты труда работников муниципальных организаций. На финансирование социально значимых расходов направляется до 90% всех поступивших доходов местного бюджета. С 2015 года формирование и утверждение местного бюджета осуществляется на трехлетний период.
В то же время планирование мер социально-экономического развития и бюджетное планирование по-прежнему остаются недостаточно скоординированными. Не удалось обеспечить формирование и исполнение местного бюджета на основе муниципальных программ, доля расходов в рамках целевых программ не превышает 3% от общего объема расходов, из-за недостаточности доходной базы местного бюджета не в полном объеме предоставляются субсидии на выполнение муниципальных заданий, не имеется возможности осуществлять бюджетные инвестиции и проводить модернизацию муниципальных учреждений, сохраняется высокая зависимость местного бюджета от объема финансовой помощи и целевых субсидий из областного бюджета. Кроме того, исполнение бюджета в 2014 году и первом полугодии 2015 года подтвердило высокую зависимость Саянска как моногорода от стабильной работы градообразующего предприятия.
Кризисная ситуация в экономике привела к снижению основного налогового источника доходов местного бюджета - налога на доходы физических лиц, сохраняется высокий объем недоимки по имущественным налогам, что не позволило муниципальному образованию исполнить долговые обязательства перед областным бюджетом и отразилось на муниципальном долге, который за 2014 год возрос на 47 млн. руб.
Перечисленные риски требуют разработки дополнительных мер по минимизации негативных последствий экономического кризиса, созданию условий для перехода на формирование долгосрочного бюджетного прогноза и использования в полной мере механизма установления муниципальных заданий на основе обоснованных нормативов затрат на оказание муниципальных услуг.
3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ
Целью Основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики является описание условий, принимаемых для составления проекта местного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров местного бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Задачами Основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики является определение подходов к планированию доходов и расходов, источников финансирования местного бюджета, а также финансовых взаимоотношений с областным бюджетом.
Основными целями бюджетной и налоговой политики являются обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета, повышение качества управления муниципальными финансами, а также повышение эффективности функционирования сети муниципальных учреждений, оказывающих муниципальные услуги населению, проведение структурных изменений, позволяющих повысить качество муниципальных услуг и эффективное расходование бюджетных средств, а также проведение долговой политики, направленной на сокращение муниципального долга и расходов по его обслуживанию.
Учитывая снижение доходов местного бюджета, с целью минимизации рисков неисполнения расходных обязательств из-за отсутствия источников их финансирования, проект местного бюджета на 2016 и 2017 годы будет скорректирован в сторону уменьшения по сравнению с показателями планового периода, утвержденными при принятии местного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Плановые показатели проекта местного бюджета на 2018 год по указанным причинам будут приняты на уровне оценки 2017 года.
Результатом проведения бюджетной политики должно стать исполнение принятых расходных обязательств муниципального образования, обеспечение оптимальной долговой нагрузки, создание механизмов и условий для оценки результативности бюджетных расходов на основе муниципальных программ, обеспечение нормативно-правового регулирования и методического обеспечения бюджетного процесса.
Наличие источников финансирования расходных обязательств является необходимым условием эффективного формирования и исполнения местного бюджета, для чего должен быть подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут рассматриваться после оценки их эффективности, пересмотра муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства, и учитываться только при условии оптимизации расходов в рамках существующего доходного потенциала.
Исходя из целей бюджетной и налоговой политики при формировании проекта местного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, особое внимание необходимо уделить решению следующих основных задач:
1) повышение открытости и понятности местного бюджета, информационной открытости и понятности действий органов местного самоуправления, предоставление ими открытых данных, обеспечение прозрачности и подотчетности муниципальных расходов, закупок и инвестиций, реализация эффективной системы общественного контроля;
2) приведение уровня бюджетных расходов в соответствие с новыми реалиями, ограничение темпов роста расходов в соответствии с доходными источниками;
3) систематизация доходов и расходов местного бюджета в системе "Электронный бюджет";
4) изменение структуры расходов местного бюджета в сторону увеличения расходов инвестиционного и капитального характера и сокращения расходов на текущее потребление;
5) снижение уровня долговой нагрузки местного бюджета;
6) повышение эффективности оказания муниципальных услуг путем создания стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при осуществлении закупок и исполнении обязательств) и оптимальной сети муниципальных учреждений;
7) переход на программно-целевой метод планирования расходов, разработка и утверждение показателей эффективности и результативности реализации муниципальных программ;
8) создание условий для перехода на долгосрочное бюджетное планирование.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Бюджетная политика муниципального образования "город Саянск" в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов будет направлена на увеличение собственной доходной базы местного бюджета, повышение эффективности и результативности использования муниципальных финансовых ресурсов и создания стимулов для более экономного и эффективного использования бюджетных средств.
Для достижения целей и задач бюджетной политики должны быть проведены следующие мероприятия:
1) разработка и утверждение ведомственных перечней муниципальных услуг;
2) проведение работы по формированию нормативных затрат на оказание муниципальных услуг по каждому виду услуг;
3) проведение оценки обоснованности бюджетных решений по принимаемым расходным обязательствам;
4) усиление муниципального финансового и земельного контроля;
5) внедрение системы целевых показателей при разработке муниципальных программ, проведение аудита эффективности муниципальных программ, включающей оценку качества составления и реализации каждой программы;
6) повышение эффективности проведения процедур муниципальных закупок;
7) проведение оптимизации и укрупнения сети муниципальных учреждений, определение оптимального типа учреждений и численности работников;
8) формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг и заключение соглашений о предоставлении субсидий муниципальным учреждениям в соответствии с ведомственными перечнями муниципальных услуг в системе "Электронный бюджет";
9) проведение оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления, внедрение систем оплаты труда в зависимости от достигнутых результатов работы;
10) оптимизация и минимизация обслуживания долговых обязательств за счет привлечения кредитов с наименьшими процентными ставками, последовательное снижение муниципального долга;
11) развитие механизма муниципально-частного партнерства с целью привлечения внебюджетных источников для финансирования инвестиционных проектов и обязательств социальной направленности;
12) выбор финансируемых расходов с учетом приоритетов социально-экономического развития с сохранением обоснованных публичных и социальных обязательств.
5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Налоговая политика в 2016 году и в плановом периоде 2017 и 2018 годов будет направлена на повышение доходной части местного бюджета по собственным источникам за счет проведения следующих мероприятий:
1) проведение ежегодной оценки социальной и бюджетной эффективности предоставленных льгот по местным налогам, проведение анализа "налоговых расходов" по местным налогам и принятие решений о целесообразности внесения изменений в муниципальные правовые акты, устанавливающие налоги на территории муниципального образования "город Саянск";
2) создание эффективной и стабильной налоговой базы, обеспечивающей устойчивость местного бюджета в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
3) принятие решений о введении льгот по местным налогам на ограниченный период в зависимости от целевой направленности льгот при наличии анализа эффективности предлагаемых льгот и определении источника компенсации налоговых расходов;
4) создание условий для развития среднего и малого предпринимательства, оказание информационной поддержки начинающим предпринимателям, расширение видов деятельности для развития малого бизнеса;
5) развитие межведомственного взаимодействия по легализации заработной платы, снижению недоимки по налоговым платежам, обеспечению полноты учета имущества и земельных участков, оформленных в собственность;
6) проведение муниципального земельного контроля с целью выявления земельных участков, используемых не по назначению;
7) проведение разъяснительной и агитационной работы о необходимости оформления в собственность земельных участков под гаражами и малоэтажной жилой застройкой, а также жилых объектов в связи с завершением строительства.
Мэр городского округа
муниципального образования
"город Саянск"
О.В.БОРОВСКИЙ
------------------------------------------------------------------