По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Думы г. Шелехова от 19.03.2015 N 11-рд "Об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации Шелеховского городского поселения Иркутской области на 2015 - 2020 годы"



ДУМА ГОРОДА ШЕЛЕХОВА

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. № 11-рд

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПЛАНА
МОДЕРНИЗАЦИИ ШЕЛЕХОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2020 ГОДЫ

Рассмотрев представленный администрацией города Шелехова проект Комплексного инвестиционного плана модернизации Шелеховского городского поселения на 2015 - 2020 годы, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь статьями 7, 25, 42 Устава города Шелехова, Дума решила:

1. Утвердить прилагаемый Комплексный инвестиционный план модернизации Шелеховского городского поселения Иркутской области на 2015 - 2020 годы.

2. Настоящее решение подлежит опубликованию в официальном издании.

Председатель
Думы города Шелехова
К.В.ШАДРИН

Глава города Шелехова
В.А.ДЕСЯТОВ





Приложение
к решению
Думы г. Шелехова
от 19 марта 2015 года
№ 11-рд

Российская Федерация, Иркутская область,
Шелеховский район, г. Шелехов

КОМПЛЕКСНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН
МОДЕРНИЗАЦИИ ШЕЛЕХОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2020 ГОДЫ

2015 год

ПАСПОРТ
КОМПЛЕКСНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПЛАНА МОДЕРНИЗАЦИИ
ШЕЛЕХОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Населенный пункт:
Шелеховское городское поселение Иркутской области
Основные характеристики населенного пункта:

Численность населения:
46775 человек (на 01.01.2014)
Бюджет:
788,9 млн. руб. (на 01.01.2014)
Градообразующие предприятия:
Предприятия Объединенной компании "РУСАЛ": филиал ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове, ЗАО "Кремний", ООО "СУАЛ-ПМ"; ОАО "Иркутсккабель"
Ключевые субъекты Плана:
Администрация Шелеховского городского поселения, администрация Шелеховского муниципального района, Министерство экономического развития Иркутской области, филиал ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове
Проблемы, риски:
Основные предприятия города являются элементами технологической цепочки по переработке алюминия, сопутствующими производствами (предприятия холдинга "РУСАЛ": филиал ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове, ООО "СУАЛ-ПМ", ЗАО "Кремний", а также ОАО "Иркутсккабель"). Алюминиевая отрасль зачастую испытывает кризисные явления. Так, за период с 1 января 2013 по сентябрь 2014 года цена за тонну алюминия на Лондонской бирже металлов колебалась в интервале от 1641 до 2123 долларов. Предприятиям приходится подстраиваться под мировой рынок - сокращать издержки по всем направлениям. Только за 1 год численность работников градообразующего предприятия снизилась на 7%. Высвобождение трудовых ресурсов приводит к росту уровня безработицы, снижению платежеспособности и уровня жизни населения, трудовой миграции в областной центр г. Иркутск.
Высокая степень зависимости городской социальной инфраструктуры от работы предприятий ОК "РУСАЛ".
Производственная нагрузка на город такова, что Шелехов не может ставить вопрос о привлечении иных крупных производств на свою территорию
Основная цель:
Создание качественной муниципальной среды путем развития новых отраслей экономики посредством использования внутреннего потенциала города
Основные задачи:
1. Развитие малого и среднего предпринимательства.
2. Развитие ресурсной и строительной базы.
3. Развитие жилищного строительства.
4. Реконструкция и совершенствование городской инфраструктуры.
5. Содействие занятости, повышение уровня и качества жизни населения
Перечень основных мероприятий:
Система мероприятий плана представлена двумя направлениями:
1. Развитие новых отраслей экономики города посредством использования внутреннего потенциала города.
2. Формирование комфортной среды проживания за счет развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, содействия занятости населения
Сроки выполнения:
2015 - 2020 гг.
Объемы и источники финансирования:
Общий объем финансирования Программы с 2015 года по 2020 год составляет 10,5924 млрд. руб., в том числе:
1) по годам:
2015 год - 1962,4 млн. руб.;
2016 год - 5934,7 млн. руб.;
2017 год - 1290,9 млн. руб.;
2018 год - 510,6 млн. руб.;
2019 год - 556,6 млн. руб.;
2020 год - 337,4 млн. руб.;
2) по источникам финансирования:
- за счет средств федерального бюджета - 521,7 млн. руб.;
- за счет средств областного бюджета - 1398,0 млн. руб.;
- за счет средств муниципального бюджета - 207 млн. руб.;
- собственные средства предприятий - 4295,9 млн. руб.;
- кредиты коммерческих банков - 3903,9 млн. руб.;
- фонд содействия реформированию ЖКХ - 265,9 млн. руб.
Ожидаемые результаты:
1) создание 1226 новых постоянных рабочих мест к 2020 г.;
2) появление новых малых предприятий в отрасли производства строительной продукции и продаж;
3) создание средних предприятий в области мясопереработки, производства строительных материалов;
4) снижение уровня безработицы до 0,4%

ВВЕДЕНИЕ

Комплексный Инвестиционный план модернизации г. Шелехова (далее - План) разработан в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации для стабилизации ситуации в моногороде. План учитывает основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Концепцию социально-экономического развития Иркутской области до 2020 года и Программы социально-экономического развития Шелеховского района на 2013 - 2020 годы.
Сегодняшние проблемы социально-экономического развития города Шелехова связаны с монопрофильной структурой экономической специализации города, которая определяется доминированием одной отрасли - цветной металлургией. Большинство предприятий города являются элементами технологической цепочки по переработке алюминия, сопутствующими производствами (предприятия холдинга "РУСАЛ", филиал ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове, ООО "СУАЛ-ПМ", ЗАО "Кремний", а также ОАО "Иркутсккабель"). В связи с этим наблюдается зависимость города от крупных предприятий - рабочие места, налоговые поступления в местный бюджет.
Для комплексного решения вышеуказанных проблем и детализации мероприятий, необходимых для улучшения социально-экономической ситуации города Шелехова, сформирован Комплексный инвестиционный план модернизации города Шелехова.
Основная цель Плана - создание качественной муниципальной среды путем развития новых отраслей экономики посредством использования внутреннего потенциала города.
Достижение цели планируется осуществить за счет формирования необходимой инфраструктуры для комфортной жизнедеятельности населения города на основе устойчивого экономического роста за счет развития перспективных для данного муниципалитета сфер деятельности (производство строительных материалов, жилищное строительство, развитие малого и среднего бизнеса), стимулирования инвестиционной деятельности, закрепления населения в моногороде путем создания новых рабочих мест, снятия инфраструктурных ограничений посредством реализации проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
И ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Шелеховское городское поселение (далее - ШГП) расположено на юге Иркутской области вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали, в 17 км от областного центра города Иркутска на территории Шелеховского муниципального района. Город Шелехов относится к южным районам Иркутской области.
По данным Генерального плана города территория ШГП расположена в междуречье рек Иркут и Олха и является частью Присаянской впадины. По характеру рельефа район представляет собой плоскую, слаборасчлененную, наклонную в сторону рек Иркута и Олхи равнину.
В состав территории ШГП входят земли населенного пункта город Шелехов. На севере ШГП граничит с Баклашинским муниципальным образованием. На востоке граница ШГП проходит по границе Шелеховского муниципального района по полосе отвода 3-го пути ВСЖД. Далее Шелеховское муниципальное образование (городское поселение) граничит с Олхинским муниципальным образованием, граница проходит вверх 2,5 км по руслу р. Олха и далее на запад, пересекая автодорогу "Шелехов - Большой Луг" и пути ВСЖД. На юге и западе ШГП граничит с Баклашинским муниципальным образованием. Граница проходит севернее шламохранилища ЗАО "Кремний" в западном направлении на 3600 м и далее в северо-западном направлении, пересекая автодорогу "Иркутск - Чита", до городского кладбища.
Площадь ШГП согласно Генеральному плану города составляет 3282,0 га, из них на городскую селитебную территорию приходится 19,3%, производственные территории занимают 21,35%, ландшафтно-рекреационные территории - 15,67% и прочие территории - 37,86%.
Климат в районе г. Шелехова резко континентальный с длительной холодной сухой зимой и теплым влажным летом. Зимний период характеризуется антициклональной деятельностью с преобладанием безветренной морозной, безоблачной погоды. Летом устанавливается область пониженного давления и увеличивается облачность. В этот период выпадает 80 - 90% годовой суммы осадков. Самым холодным месяцем является январь. Среднемесячная температура января -23,5°C, наиболее низкая зафиксированная температура -56°C. Ветровой режим характеризуется преобладанием северо-западных ветров, а также частым повторением ветров южного и юго-восточного направлений. Сейсмичность площадки - 8 - 9 баллов по шкале Рихтера.

I. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МОНОГОРОДА
И РЕЗУЛЬТАТ ДИАГНОСТИКИ ЕГО СОСТОЯНИЯ

Основные характеристики г. Шелехова
1. Удобное географическое положение, близость областного центра.
Шелехов - ближайший пригород Иркутска, соседство с которым создает не только источник конкуренции, но позволяет городу существенно повысить потенциал инфраструктуры. Ресурс пригородного положения ШГП может развиваться в направлении создания селитебных зон в расчете на спрос со стороны жителей Иркутска и других городов области, создания здесь предприятий потребительской инфраструктуры (сетевых торговых комплексов, индустрии развлечений и т.д.)
2. Город Шелехов - мощный промышленный центр.
Город Шелехов входит в состав крупного экономического узла южной части Иркутской области с развитым промышленным потенциалом. На территории города Шелехова аккумулированы мощные промышленные ресурсы области.
3. Наличие ресурсов для развития стройиндустрии.
На территории района имеются запасы в промышленных масштабах инертных материалов, древесины, которые могут стать основой для развития стройиндустрии, нацеленной на обеспечение потребностей не только района, но и всего южного узла Иркутской области.
4. Преимущества транспортного узла.
Город Шелехов стоит на важнейших транспортных артериях региона (Култукский тракт, Транссиб). Через территорию района проходит объездная трасса, которая напрямую соединяет Шелеховский район с центральными и северными районами области. Это создает предпосылки для формирования здесь логистических центров, а также развития предприятий придорожного сервиса.
5. Благоприятная социальная структура населения, наличие квалифицированных трудовых ресурсов.

1.1. Анализ демографической ситуации, трудовых ресурсов,
ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения

Общая численность постоянного населения в городе Шелехове по состоянию на 01.01.2014 составила 46775 человек, или 2% населения Иркутской области и 73,4% населения Шелеховского района.
Численность населения в 2013 году сократилась по причине отнесения населения поселка Чистые ключи к населению Баклашинского сельского поселения.

Естественное движение населения города Шелехова

Показатели
Единица измерения
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г. (оценка)
Зарегистрировано родившихся
чел.
637
617
670
680
Зарегистрировано умерших
чел.
598
627
575
580
Естественный прирост
чел.
39
-10
95
100
Общий коэффициент рождаемости
на 1 тыс. населения
13,3
12,9
14,3
14,5
Общий коэффициент смертности
на 1 тыс. населения
12,5
13,2
12,3
12,4

В 2013 году естественный прирост составил 95 человек, коэффициент рождаемости превышал коэффициент смертности.
В настоящее время в городе Шелехове в общем наблюдается баланс между возрастными группами населения.

Возрастная структура населения города Шелехова

Годы
Все население
В том числе, %
чел.
%
моложе трудоспособного возраста
в трудоспособном возрасте
старше трудоспособного возраста
2011 г.
47911
100
18,4
64,0
17,6
2012 г.
47974
100
18,4
63,8
17,8
2013 г.
46775
100
18,3
64,0
17,7
2014 г.
46800
100
18,2
64,2
17,6

Среднегодовая численность занятых в экономике в 2013 году составила 17804 человека, что на 0,2% больше, чем в 2012 году. По состоянию на 01.01.2014 зарегистрирован уровень безработицы в городе - 0,67% к трудоспособному населению. На учете в центре занятости зарегистрирован 201 человек, из них 190 - получают пособие по безработице, открыто 419 вакансий.

Средняя заработная плата

Год
2011
2012
2013
2014 оценка
Средняя заработная плата
24071,04
27457,2
30320,7
33443,15

В разрезе видов экономической деятельности наибольший уровень средней заработной платы в организациях обрабатывающего производства. В первом полугодии 2014 года средняя зарплата в этой отрасли составила 37535,8 рублей. А конкретно в металлургическом производстве среднемесячная заработная плата составила 46111,6 рублей.
В сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования средняя зарплата - 43481,7 рублей. Самая низкая средняя заработная плата у работников следующих отраслей: добыча полезных ископаемых - 12574,6 рублей, производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 18057,0 рублей.
Просроченной задолженности по заработной плате не имеется.

1.2. Анализ финансово-экономического положения и
технологических связей градообразующего предприятия. Оценка
состояния окружающей среды. Выявление критических рисков

Градообразующими предприятиями для города Шелехова являются предприятия одной из крупнейших в мире компаний "Российский алюминий": филиал ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове, ЗАО "Кремний", ООО "СУАЛ-ПМ", на долю которых приходится 65,8% в общем объеме отгруженной продукции. Эти предприятия производят алюминий первичный, кристаллический кремний, алюминиевые порошки и являются основными налогоплательщиками.
Современная история города Шелехова начинается с момента начала строительства алюминиевого завода в 20 километрах к юго-западу от Иркутска, ориентированного на дешевую электроэнергию Иркутской ГЭС. Город Шелехов строился вокруг крупного промышленного объекта, который, предъявляя спрос на рабочую силу, определил масштабы населения города, обеспечивал функционирование городской инфраструктуры и значительной части социальной сферы, сформировал облик городской среды.
В марте 2007 года ИркАЗ вошел в состав Объединенной компании "РУСАЛ". В 2015 году изменилось наименование предприятия - филиал ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове.

Порядка 15 - 20% от общего количества занятых в экономике города трудятся на градообразующем предприятии, а также на предприятиях, обслуживающих градообразующие *** и на социальных объектах, находящихся на балансе, - филиал ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове. Предприятие отвечает тем предварительно установленным критериям, которые позволяют отнести его к числу системообразующих. В частности, это экономическая и социальная зависимость города от работы предприятия, которое является крупным работодателем и основным налогоплательщиком на территории города Шелехова и Шелеховского района. То есть критическими рисками наполняемости бюджета города по доходам является прямая зависимость от работы основных налогоплательщиков, а конкретнее от градообразующего предприятия - филиал ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове.
На сегодняшний день ситуация такова, что филиал ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове избавляется от непрофильных активов. Так, в конце 2013 года началась передача в региональную собственность профилактория "Металлург". Теперь санаторий рассчитан на людей с ограниченными возможностями. Передан и детский оздоровительный лагерь "Металлург", находящийся недалеко от п. Большой луг.
Здания Дворца культуры "Металлург", а также спортивного зала на текущий момент являются собственностью филиала ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове. Во дворце культуры занимаются более 20 коллективов, большинство из которых имеют федеральный статус народного или образцового. Дворец культуры посещает около 1,5 тыс. жителей Шелехова, в том числе порядка 800 детей.
Политика ОК "РУСАЛ" направлена на концентрацию ресурсов предприятий компании на основную производственную деятельность и на повышение ликвидности за счет поступлений от реализации непрофильных активов. Поэтому высока вероятность потери такого социально значимого объекта как ДК "Металлург".

Оценка состояния окружающей среды

Город Шелехов является территорией высокой техногенной нагрузки на окружающую среду. С 1995 года город Шелехов внесен в список городов России с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
В границах выделенных образований располагаются различные предприятия I, III, IV и V классов вредности по санитарной классификации. Благодаря четкому функциональному зонированию территории города промышленная зона с предприятиями повышенной санитарной вредности отделена от жилой застройки частично озелененной санитарно-защитной зоной, свободной от построек. Город является исключением из обычной негативной практики размещения жилых массивов на территориях санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий. Вместе с тем ряд городских территорий характеризуется серьезным превышением ПДК целого ряда загрязняющих веществ.
Наиболее напряженная экологическая обстановка на территории основных промышленных предприятий Шелехова - филиал ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове, ОАО "Кремний", ТЭЦ-5. Здесь существует значительное превышение ПДК по ряду загрязняющих веществ I - III классов опасности.
Самый главный источник загрязнения окружающей среды в Шелехове - филиал ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове, который находится в черте города и всего в 1,2 км от ближайших жилых домов. При юго-западных ветрах и полном штиле, практически над всей территорией города висит смог из дыма, выпускаемого трубами предприятия.
На Шелехов, население которого составляет меньше 1/10 иркутского, приходится 1/12 общего количества выбросов. Загрязняющими веществами, превышающими предельно допустимую концентрацию в атмосфере города, являются углерода оксид, фтористый водород, формальдегид, гидроксибензол и его производные.

1.3. Местная промышленность и малый бизнес. Характеристика
экономического состояния и диагностика платежеспособного
спроса на работы (услуги) этого сектора

Промышленный профиль города определяют:
- цветная металлургия, представленная предприятиями Объединенной компании "РУСАЛ" - филиал ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове, ЗАО "Кремний", ООО "СУАЛ-ПМ". 80% выпускаемых здесь первичного алюминия, кристаллического кремния, алюминиевых порошков и сплавов экспортируется в Японию, Китай, США и другие страны;
- металлообработка - ОАО "Иркутсккабель", ООО "Байкальский завод металлоконструкций";
- энергетика - МУП "Шелеховские электрические сети", МУП "Энергосбыт", МУП "Шелеховские отопительные котельные".
- строительство, производство строительных материалов - ООО "Восточно-Сибирский завод ЖБК", ООО "РЗС", ООО "ФОТОН".
Градообразующими для города Шелехова являются предприятия объединенной компании "РУСАЛ".

Динамика объема отгруженной продукции по основным видам
экономической деятельности города Шелехова

(млн. руб.)
Наименование отрасли
2013 г.
2012 г.
Темп роста, по сравнению с 2012 годом, %
Объем отгруженной продукции
Доля в общем объеме отгруженной продукции, %
Объем отгруженной продукции
Доля в общем объеме отгружен. продукции, %
Промышленность, обрабатывающие производства
38648,9
96,8
39848,1
97,22
96,9
Лесное хозяйство
114,2
0,29
129,6
0,32
88,0
Строительство
16,2
0,04
7,8
0,02
207,7
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
338,7
0,87
325,4
0,79
104,1
Предоставление прочих услуг
799,8
2,0
658,0
1,65
121,6
ИТОГО
39917,8
100
40968,9
100
97,4

Промышленная отрасль представлена на территории г. Шелехова следующими основными крупными предприятиями:
1. Филиал ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове является крупнейшим предприятием Шелеховского района. Среднесписочная численность работников предприятия в 2013 году составила 2568 человек. За 2013 год с предприятия было уволено 112 человек. Степень загрузки производственных мощностей за 2013 год составила 90,01%, т.е. выпуск продукции составил 90% от максимально возможного. Объем отгруженных товаров собственного производства составил 24242,4 млн. руб. Среднемесячная заработная плата сотрудников предприятия в 2013 году составила 43025 рублей, что на 11% выше, чем в 2012 году. Объем инвестиций, направленных в развитие предприятия, составил около 779 млн. руб.
Основная продукция предприятия - первичный алюминий, алюминиевые сплавы, рондоли, штанги, полоса.
В 2010 году на предприятии вышла на полную мощность новая 5 серия электролиза. Кроме того, в 2010 году предприятие освоило выпуск новых модификаций сплавов для транспортной и строительной отраслей (новые формы катанки, сплавы с кремнием, опытные партии катанки с цирконием).
В 2011 году на предприятии продолжены работы по расширению ассортимента литейной продукции, по производству сплавов с марганцем и совершенствованию технологии выпуска катанки с цирконием.
В долгосрочной перспективе планируется перевести часть мощностей завода на технологию "Экологичный Содерберг". Данная технология позволит сократить объем выбросов и увеличить эффективность производства. Ключевое преимущество новой технологии заключается в том, что вместо традиционной анодной массы используется коллоидный анод. Он содержит низкое количество пека, который является основным источником выбросов смолистых веществ. Усовершенствованная конструкция электролизера обеспечивает его высокую герметичность, что дополнительно снижает количество выбросов.
2. ЗАО "Кремний". Предприятие входит в объединенную компанию "РУСАЛ" и является единственным производителем рафинированного кремния в России. ЗАО "Кремний" было образовано в 1998 году в результате выделения из производственного комплекса Иркутского алюминиевого завода для производства кремния из кварцита, добываемого на Черемшанском кварцитовом руднике (Республика Бурятия), входящим в состав предприятия.
По объемам производства и качеству кремния предприятие занимает 1 место в России. Мощность завода составляет 42 тыс. тонн кремния и сплавов в год. Кремний производят термическим способом в трехфазных рудотермических печах.
В основном, продукция направляется на алюминиевые заводы для изготовления сплавов. Также рафинированный кремний применяется в химической промышленности и электроники. Кремний у предприятия покупают компании из Японии, Германии, Голландии и США.
На предприятии занято 472 человека.
В последнее время на ЗАО "Кремний" реализован ряд программ по повышению эффективности производства и экологической безопасности: модернизирована руднотермическая печь, ремонтируются, обновляются газоочистные установки, планируется строительство "сухой" ГОУ, а также наращивание дамбы шламонакопителя.
Производится поэтапное обновление аналитического оборудования службы качества, приобретены спектрометр с индуктивно связанной плазмой, пресс и истиратель ведущих мировых производителей, что позволит расширить диапазон производимых анализов и выйти на новые рынки сбыта продукции.
3. ООО "СУАЛ-ПМ" является современным российским производителем порошков, пигментных и пиротехнических пудр из алюминия. Общество с ограниченной ответственностью "СУАЛ-Порошковая Металлургия" (ООО "СУАЛ-ПМ") было создано в 1998 году в результате выделения цеха порошковой металлургии из состава ОАО "Иркутский алюминиевый завод". Мощность предприятия составляет 19 тысяч тонн алюминия в год. Численность работников - 200 человек.
В последние несколько лет завод освоил выпуск новых видов продукции - гидрофильных пудр и паст для производства газобетона. В планах завода - расширение номенклатуры этой продукции. Кроме того, завод начал производство десяти новых марок мелкодисперсных алюминиевых порошков, востребованных в солнечной энергетике.
В более долгосрочной перспективе на предприятии планируется внедрение информационно-мониторинговой системы контроля технологических параметров пульверизации и размола и нового современного оборудования классификации порошков, а также модернизация системы распыления алюминия и размола алюминиевых порошков.
На предприятии, первом в алюминиевой отрасли, внедрена интегрированная система управления качеством и окружающей средой, сертифицированная по международным стандартам ISO 9001:2000 и ISO 14001:2004. Имеющиеся международные сертификаты серии ISO - BS E№ ISO 9001:2000 и BS E№ ISO 14001:2004, регулярно подтверждаются аудиторскими проверками.
4. ОАО "Иркутсккабель" входит в пятерку крупнейших кабельных заводов России. Потребителями продукции ОАО "Иркутсккабель" являются: энергетические компании ("Иркутскэнерго", "Мосэнерго", "Ленэнерго", "Красэнерго" и др.); нефтегазовые компании ("Газпром", "ЮКОС", "Лукойл", "ТНК" и др.); крупные транспортные и промышленные предприятия ("ВСЖД", "СУАЛ", "РУСАЛ", "Северсталь"); экспорт - Монголия, Казахстан, Индия, Испания.
Предприятие обладает внутренними резервами по увеличению объемов производства. Основное сырье для производства кабеля - алюминиевую катанку - предприятие в 100% объеме получает от филиала ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове.
Приоритетным направлением в стратегии развития Иркутского кабельного завода является постоянное улучшение качества управленческих и производственных процессов предприятия и выпуск продукции в соответствии с требованиями потребителей на уровне мировых стандартов.
Инвестиционная деятельность ОАО строится в соответствии с принятой стратегией развития предприятия, основными направлениями которой являются: обновление технологического оборудования, внедрение передовых технологий и выпуск новой кабельной продукции, а также увеличение объемов производства традиционной для предприятия продукции, пользующейся спросом на рынке.
5. ООО "Восточно-Сибирский завод ЖБК" - завод строительной индустрии с пятидесятилетним опытом производства и технологических наработок; лидер регионального производства сборного железобетона. Выпускает сотни наименований железобетонных изделий, в том числе каркасы жилых зданий сейсмостойкой серии жилищного домостроения 1.120. Завод имеет собственное подразделение ремонта и обслуживания производства, имеющее в своем распоряжении цех металлоконструкций и обеспечивающее как бесперебойность внутреннего производственного процесса, так и выполняющее заказы сторонних организаций. Предприятие динамично развивается, ежегодно увеличивая объем произведенной продукции и вводя новые виды продукции. На заводе успешно развивается современное производство светопрозрачных конструкций для нужд строительства, а также перспективное направление малоэтажного строительства из экологически и энергетически чистого материала - клееного бруса.

Структура объемов выпуска продукции
промышленными предприятиями города

Рисунок не приводится.

В городе действует 778 малых предприятий. Количество занятых составляет 1797 человек (в том числе 1462 индивидуальных предпринимателей). В отраслевой структуре малого предпринимательства наиболее экономически привлекательной остается сфера торговли.
Оборот розничной торговли за 2013 год по Шелеховскому району составил 6003,4 млн. руб., что на 0,2% выше, чем за 2012 год. Оборот общественного питания за 2013 год составил 263,0 млн. руб., что на 0,4% выше по сравнению с прошлым годом.

1.4. Социальная и техническая инфраструктура. Анализ
кадровой и материально-технической и финансовой
обеспеченности в сфере здравоохранения, образования,
ЖКХ, транспорта и других системообразующих
отраслях социальной сферы

Социальная инфраструктура

В городе Шелехове 12 общеобразовательных организаций, из них 3 НШДС, 7 СОШ, 1 гимназия, 1 лицей.
Количество мест в общеобразовательных организациях - 7107.
На территории Шелеховского городского поселения функционирует 11 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Общее количество мест в них составляет 2355. По состоянию на 1 сентября 2014 года на регистрационном учете на получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Шелехова стоит 1461 ребенок в возрасте от 0 до 3 лет.
Платные дополнительные услуги оказываются на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений: МКДОУ ШР "Детский сад № 2 "Колосок", МКДОУ ШР "Детский сад № 10 "Тополек", МКДОУ ШР "Детский сад № 12 "Солнышко", МКДОУ ШР "Детский сад общеразвивающего вида № 14 "Аленка", МКДОУ ШР "Детский сад № 15 "Радуга", МКДОУ ШР "Детский сад № 19 "Малышок". Количество детей, получающих платные дополнительные образовательные услуги по состоянию на 01.01.2014, - 168.
По оценке 2014 года обеспеченность кадрами составляет 98%. Вакантными должностями в учреждениях образования являются: педагог-психолог, младший воспитатель, учитель английского языка, учитель географии, учитель математики, хореограф, учитель информатики, учитель начальных классов, учитель технологии, учитель физики, педагоги по вокалу, театральному направлению, хореографии, туризму, шахматам.
Система здравоохранения включает в себя 6 учреждений здравоохранения и аптечную сеть:
1. Шелеховская центральная районная больница оказывает медицинскую помощь более 62 тысячам жителей Шелеховского района. Лечебные подразделения ШЦРБ оказывают круглосуточную экстренную и неотложную, а также плановую медицинскую помощь.
2. ЛПУ "Поликлиника ИркАЗа" обслуживает работников предприятий: ОАО "СУАЛ ИркАЗ", ООО "СУАЛ-ПМ", ЗАО "Кремний", а также других промышленных предприятий и организаций г. Шелехова.
3. Лечебно-диагностический центр, принимающий пациентов на коммерческой основе.
4. Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями в возрасте от 0 до 18 лет рассчитан на 60 мест.
5. Муниципальное учреждение "Оздоровительный центр".
6. Аптечная сеть.
Уровень общей заболеваемости населения такими болезнями как туберкулез, онкологические заболевания, ВИЧ неуклонно возрастает. Высокий процент смертности наблюдается вследствие онкологических заболеваний. Продолжает оставаться особо значимой проблема высокой смертности среди мужчин, что создает диспропорцию в соотношении мужчин и женщин.
Ситуация в кадровом обеспечении сферы здравоохранения такова, что наблюдается дефицит и старение кадров в медицине.
Культурное пространство Шелехова - это 14 учреждений культуры, в том числе пять районных: городской музей Г.И.Шелехова, Центр творчества и досуга, межпоселенческая библиотека, Центр искусств и детская художественная школа; а также шесть культурно-досуговых учреждений поселений района, в составе которых девять библиотек; городской парк, ДК "Металлург" и кинотеатр "Юность". В сфере культуры трудятся 362 человека, в том числе 190 специалистов, из них 77 - преподаватели учреждений культуры дополнительного образования детей, 77 - клубные работники, 29 - библиотечные работники, 7 специалистов музейного дела.
В учреждениях культуры осуществляют деятельность 115 клубных формирований, из них 47 любительских коллективов народного творчества, 14 коллективов удостоены званий "Образцовый" и "Народный". Среди участников, обучающихся и выпускников творческих коллективов и учреждений культуры дополнительного образования детей 10 стипендиатов Губернатора Иркутской области за достижения в сфере культуры и искусства, шесть номинантов БФ "Новые имена" Д.Мацуева, 10 стипендиатов мэра Шелеховского района за достижения в области культуры и искусства, лауреаты и дипломанты областных, всероссийских, международных конкурсов и фестивалей детского и юношеского творчества. На базе Дворца культуры "Металлург", Центра искусств им. К.Г.Самарина, культурно-досугового центра "Очаг" действуют более 20 творческих коллективов различной направленности. За профессиональное мастерство одиннадцати коллективам присвоено почетное звание "Народный (образцовый) самодеятельный коллектив художественного творчества". Огромный потенциал и высокий профессионализм преподавателей художественной и музыкальной школ города позволили вырастить не одно поколение юных художников и музыкантов, которые представляют Шелехов в Иркутской области и далеко за пределами России. Широкий спектр услуг предоставляют библиотеки города. Главным интеллектуальным центром является Центральная библиотека. Многие библиотеки страны помогали формировать книжный фонд центральной библиотеки, только из Всесоюзной библиотеки им. В.И.Ленина было получено более 10000 книг. За 55 лет центральная библиотека стала одной из самых популярных площадок для проведения массовых мероприятий, культурным и информационным учреждением, центром методической работы.

Городское хозяйство

Жилищный фонд города (многоквартирные дома) составляет 794,7 тыс. кв.м. Число жилых квартир - 16982, домов - 513 единиц.
Жилищный фонд города (многоквартирные дома) в 2014 году обслуживали: ООО "Управляющая компания "Центр", ООО "Управляющая компания "Весна", ЗАО "Управляющая компания "РЗС"; ООО "Управляющая компания "УправДом".
Кроме того, в городе существует 7 товариществ собственников жилья.
Город Шелехов участвует в программе "Капитальный ремонт МКД, расположенных на территории города Шелехова" с 2008 года. В 2014 году планировалось выполнить ремонт 11 многоквартирных домов, общей площадью 16806,9 кв.м. Мероприятия перенесены на 2015 год.

Отремонтировано МКД в рамках программы "Капитальный ремонт
МКД, расположенных на территории города Шелехова"

Год
2008
2009
2010
2011
2012
2013
план 2014
Кол-во домов
27
26
64
23
21
13
11

На конец 2013 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации города Шелехова состояло 694 заявителя, из них: малоимущих - 226, молодых семей - 385, иных категорий - 83.
За период 2013 года администрацией города Шелехова улучшены жилищные условия граждан путем предоставления жилых помещений из муниципального фонда 8 семей, из них: предоставлено 7 семьям жилые помещения по договорам социального найма; предоставлено жилое помещение по договору найма специализированно жилого помещения 1 семье.
В 2013 году 36 молодых семей получили выплату на улучшение жилищных условий.

Коммунальное хозяйство

Характеристика инженерной коммунальной инфраструктуры

Коммунальная инфраструктура
Протяженность, км
износ, %
Тепловые сети
117,898
54
Водопроводные сети
111,361
77,82
Канализационные сети
58,403
69,3
Общая протяженность освещенных частей улиц, проездов
65


Система централизованного теплоснабжения города Шелехова общей протяженностью теплосети 118,34 км с подключенной тепловой мощностью 127,88 Гкал/час обслуживается коллективом МУП "Шелеховские тепловые сети".
Муниципальное унитарное предприятие "Шелеховские тепловые сети" создано на основании постановления мэра Шелеховского муниципального образования № 255 от 31.03.2000. Учредителем и собственником имущества МУП "ШТС" является администрация Шелеховского городского поселения.
Предприятие является оптовым перепродавцом тепловой энергии. Основной вид деятельности - поставка (продажа) тепловой энергии учреждениям и организациям города Шелехова и обеспечение работоспособности тепловых сетей.
Коллектив численностью 87 человек, обслуживающий систему централизованного теплоснабжения, обеспечивает безаварийное теплоснабжение города. Для более эффективного обслуживания тепловых сетей город поделен на 2 тепловых района - Западный и Восточный, которые обслуживаются двумя комплексными бригадами.
Надежность системы централизованного теплоснабжения обеспечивается следующими факторами:
- двумя источниками тепловой энергии: ТЭЦ-5 и электрокотельной;
- двумя независимыми выводами от ТЭЦ-5 dy 700 и dy 300;
- резервирующими и технологическими перемычками в городской сети.
Объем тепловой энергии за 2013 год, составил 325,1 тыс. Гкал, что на уровне прошлого года (за 2012 - 341,5 тыс. Гкал).
Существующая теплосеть за 40 лет эксплуатации устарела, а появление за эти годы новых жилых массивов существенно увеличило на нее нагрузку. Тем более что в соответствии с Генеральным планом города планируется масштабная застройка Западного жилого района города (включая 3 микрорайон) и микрорайона Центральный. В 2014 г. продолжались работы по строительству нового головного участка теплосети 2dy 700 мм взамен существующего, износ которого составляет 100%. Проект предполагает наземную прокладку трубопроводов, что существенно снизит эксплуатационные затраты. Общая протяженность магистрали составляет 1448 метров.
Централизованное водоснабжение г. Шелехова осуществляется от Ершовского водозабора, принадлежащего Иркутскому МУП "Водоканал". Водозабор построен в 1974 г. Производительность водозабора составляет 360 тыс. куб.м/сут., из которых Шелехов потребляет 27,0 тыс. куб.м/сут. (по данным 2013 г.). От Ершовского водозабора вода подается в Олхинские резервуары по двум магистральным водоводам, протяженностью 15,25 км, диаметром 700 мм каждый. Объем Олхинских резервуаров составляет 24 тыс. куб.м, что составляет 89% суточной потребности города. От Олхинских резервуаров вода самотеком поступает в городскую водопроводную сеть по двум водоводам. Общая протяженность водопроводных сетей предприятия 115,7 км, в т.ч. по городу Шелехову - 113 км, из них более 85% (от общей протяженности) имеют срок службы, превышающий нормативный. Срок службы, превышающий нормативный, имеют и два главных водовода Ерши-Олхинские резервуары.
В настоящее время единственным источником водоснабжения города Шелехова является Иркутское водохранилище, причем Ершовский водозабор обеспечивает водой города Иркутск и Шелехов. Вследствие этого, а также износа водоводов Ерши - Шелехов, надежность системы водоснабжения города является недостаточной. В связи с этим на основании "Схемы водоснабжения и водоотведения г. Шелехова на период 2013 - 2015 гг. и с перспективой до 2025 г.", утвержденной постановлением администрации Шелеховского городского поселения от 23.06.2014 № 323па, прорабатывается вопрос о водоснабжении г. Шелехова от резервного водозабора из Шелеховского месторождения подземных вод.
Сточные воды от отдельных районов и предприятий города отводятся по системе напорных и самотечных коллекторов и насосных станций и далее поступают по главному канализационному коллектору диаметром 1000 мм в приемную камеру городских очистных сооружений канализации (КОС).
Общее количество канализационных насосных станций на обслуживании МУП "Водоканал" - 11. Протяженность канализационных сетей города составляет 59,4 км, из них 71% имеют срок службы, превышающий нормативный.
Канализационные очистные сооружения построены по проекту Ленинградского ГПИ "Водоканалпроект", введены в эксплуатацию в 1968 г., частично реконструированы в 1986 - 1992 гг.
Первоначальная проектная мощность очистных сооружений 26,6 тыс. куб.м/сут., после реконструкции - 38,0 тыс. куб.м/сут. Фактическая производительность КОС по данным 2013 г. - 13,8 тыс. куб.м/сут.
Технологическая схема очистных сооружений включает блоки механической очистки, биологической очистки, обеззараживания сточных вод и обработки осадка сточных вод.
В 2014 году на предприятии начато строительство станции обеззараживания очищенных сточных вод с использованием метода ультрафиолетового излучения. Данная технология имеет ряд преимуществ по сравнению с используемым в настоящее время хлорированием: УФ-обеззараживание не меняет состав воды, воздействует на все известные микроорганизмы, в том числе и устойчивые к хлору, не вызывает образования побочных продуктов и безопасно для окружающей среды и обслуживающего персонала.
Проблемой работы канализационных очистных сооружений является необходимость приведения достигаемого качества очищенных сточных вод в соответствие с нормативными требованиями природоохранного законодательства. В 2014 г. согласован и утвержден "Проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, поступающих в поверхностные водные объекты (р. Олха) с очищенными сточными водами КОС МУП "Водоканал" г. Шелехов". Концентрация некоторых веществ в очищенных сточных водах КОС г. Шелехова по итогам работы в 2013 г. превышает установленные нормативы допустимых сбросов. В связи с этим был проведен комплексный аудит очистных сооружений МУП "Водоканал" ЗАО "Экополимер-М", г. Москва.
По итогам комплексного аудита КОС сделан вывод о том, что для достижения нормативов допустимых сбросов по всем показателям в очищенных сточных водах, необходимо провести реконструкцию действующих канализационных очистных сооружений, предложена технологическая схема реконструкции КОС и определена оценочная стоимость работ по реконструкции в 455,5 млн. руб.
В настоящее время развитие сетей водоснабжения и водоотведения города связано с осуществлением жилищно-гражданского строительства в соответствии с Генеральным планом развития города Шелехова.
На ближайшую перспективу предусматривается застройка кварталов № 10, 11, микрорайона № 3, свободных площадей в микрорайоне № 1.
Гарантирующей организацией в сфере водоснабжения и водоотведения на территории города является МУП "Водоканал".
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" создано на основании постановления мэра Шелеховского муниципального образования № 2046 от 04.01.1992. Собственником имущества МУП "Водоканал" является администрация Шелеховского городского поселения.
На балансе МУП "Водоканал" находятся водоводы и водопроводные сети протяженностью 115,7 км, канализационные сети протяженностью 59,4 км, 6 накопительных резервуаров воды хозяйственно-питьевого назначения суммарным объемом 24000 куб.м, канализационные очистные сооружения пропускной способностью 38 тыс. куб.м/сут., 3 подземные артезианские скважины в с. Подкаменная Шелеховского района.
МУП "Водоканал", имея в хозяйственном ведении объекты водопровода и канализации, в процессе эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения обеспечивает надежность и стабильность их работы, а также их перспективное развитие.
В связи с дефицитом собственных и привлеченных финансовых средств у МУП "Водоканал" ухудшается ситуация с эксплуатацией систем водоснабжения и водоотведения г. Шелехова: увеличивается износ сетей и сооружений, строительство и модернизация объектов водоснабжения и водоотведения ведется недостаточными темпами.
Сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории города осуществляется управляющими компаниями, обслуживающими жилищный фонд (многоквартирные дома). Стоимость работ по сбору и вывозу ТБО включена в оплату за жилищно-коммунальные услуги на основании Жилищного кодекса.
Электроснабжение осуществляет МУП "Шелеховский Энергосбыт" и ООО "Шелеховская энергосетевая компания", которые являются специализированными предприятиями по обеспечению электроэнергией населения, объектов соцкультбыта, мелких предприятий и учреждений и осуществляют доставку и продажу потребителям купленной у ОАО "Иркутскэнерго" электроэнергии. Годовой объем реализации электроэнергии составляет 119 - 123 млн. кВт.ч.
Электроснабжение города осуществляется через подстанцию "Луговая". В связи с отсутствием резервного источника питания надежность электроснабжения города низкая.
Основными проблемами состояния электрических сетей в ШГП являются:
1. Низкая надежность электроснабжения в связи с отсутствием резервного источника питания.
2. Износ основного оборудования, ветхое техническое состояние электрических сетей.
3. Низкое напряжение в сети.
4. Работа трансформаторов осуществляется с превышением предельных допустимых нагрузок.
5. Отсутствие распределительных сетей на территориях интенсивного возведения жилья и инфраструктуры социального назначения.

Коммуникационная инфраструктура

Транспортная сеть города Шелехова характеризуется следующими показателями.
Ближайший аэропорт находится в Иркутске, расстояние от аэропорта до Шелехова - 28 км.
Автомобильное сообщение обеспечивается Култукским трактом, сетью автомобильных дорог местного значения.
Общая протяженность автодорог - 70,6 км, в том числе с твердым покрытием - 70,3 км, из которых асфальтированные - 41,9 км.
С 01.01.2014 на территории Шелеховского городского поселения создан муниципальный дорожный фонд.
Наполняемость дорожного фонда складывается из акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в местный бюджет. Средства дорожного фонда направляются на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования, ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проектирование дорог и т.д. (№ 34-рд от 19.09.2013 "О муниципальном дорожном фонде муниципального образования "Шелеховское городское поселение").
Таким образом, в 2014 году в дорожный фонд Шелеховского городского поселения поступило 1400 тыс. руб., средства были направлены на разработку проектно-сметной документации по реконструкции автомобильной дороги, проходящей по улице Орловских комсомольцев.
Сумма, которой наполнится дорожный фонд, слишком мала, а возможности привлечь иные средства для наполнения дорожного фонда не существует. Программные мероприятия по ремонту внутриквартальных дорог, дорог внутреннего пользования местного значения, которые планировалось реализовать в 2014 - 2015 году, осуществить не удастся, поскольку минимальная сметная стоимость ремонта составляет более трех миллионов рублей.
Деятельность по перевозке пассажиров на территории Шелеховского городского поселения осуществляют 76 единиц пассажирского транспорта, которые охватывают все направления движения по городу Шелехова (65 единиц), межпоселенческие маршруты по направлениям (11 единиц): Баклаши, Чистые Ключи, Большой Луг, Шаманка, Введенщина, Пионерск. Стоимость проезда установлена Приказом Службы по тарифам Иркутской области № 15-спр от 31.01.2008, № 16-спр от 29.01.2014. В настоящее время с целью приведения в соответствие с Федеральным законом № 184-ФЗ от 06.10.1999 организацию работы пригородных и межмуниципальных маршрутов (Шелехов - Иркутск) выполняет Правительство Иркутской области. Помимо маршрутных такси, функционирует более 10 служб такси.
Через территорию района проходит объездная трасса, которая напрямую соединяет Шелеховский район с центральными и северными районами области. Это создает предпосылки для формирования здесь логистических центров, а также развития предприятий придорожного сервиса.
Основу железнодорожной сети района составляет участок Восточно-Сибирской железной дороги. Наиболее крупными станциями по объему грузовой и пассажирской работы являются станции: Шелехов, Гончарово.
Связь и коммуникации. Услуги связи в городе Шелехове предоставляют предприятия: ОАО "Сибирьтелеком", ОАО ЗАО "Мегаполис-Телеком", ООО "Альпари", ОАО "Ростелеком", "Эр-Телеком". Число стационарных отделений почтовой связи - 5. Город телефонизирован на 90%.
На городском рынке услуг мобильной связи работают "МТС", "Ростелеком", "Мегафон", "Билайн", "Йота".
Население города помимо основных программ телевидения имеет возможность подключения кабельного телевидения. На территории города действует специализированное предприятие по установке и обслуживанию кабельного телевидения ООО "Альпари".

Наименование показателя
2010
2011
Динамика 2011/2010 (%)
2012
Динамика 2012/2011 (%)
2013
Динамика 2013/2012 (%)
2014
ИТОГО ДОХОДОВ
274756
293224
106,72
427251
145,71
78815
184,65
544198
Налоговые и неналоговые доходы
198113
195077
98,47
221137
113,36
223333
100,99
262585
Налог на прибыль организаций
0
0
-
0
-
0
-
0
Налог на доходы физических лиц
52748
60775
115,22
62012
102,04
70860
114,27
74085
Налоги на совокупный доход
83
-
-
-
-
-
-
7
Налог на имущество физических лиц
6797
1807
26,59
7552
417,93
11206
148,38
10951
Земельный налог
106055
100737
94,99
107103
106,32
107063
99,96
127124
Прочие налоговые доходы
129
92
71,32
27
29,35
22
81,48
1921
Неналоговые доходы
32301
31666
98,03
44443
140,35
34182
76,91
48497
Безвозмездные перечисления от других бюджетов
20869
50303
241,04
173070
344,06
297858
172,1
102651

1.5. Анализ состояния бюджетной системы моногорода, в том
числе доходной базы, выявление критических рисков для
исполнения бюджетных обязательств

Структура доходной части бюджета 2010 - 2013 года, тыс. руб.
С 2010 по 2014 год наблюдается рост доходов бюджета.
Обеспеченность одного жителя города налоговыми и неналоговыми доходами бюджета за 2013 год составила 4655,3 руб. (223333/47974 чел.), за 2014 год - 5613,8.
В течение 2013 года налоговые и неналоговые доходы бюджета города зависели, в основном, от земельного налога, налога на доходы физических лиц. При этом за счет этих налогов поступило доходов в бюджет 80% от налоговых и неналоговых доходов, а земельного налога - 6%. То есть критическим риском наполняемости бюджета города по доходам является прямая зависимость от работы основных налогоплательщиков, а конкретнее от градообразующего предприятия - филиал ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 № 517-пп произошло значительное уменьшение кадастровой стоимости земли, предоставленной для осуществления производственной деятельности по 9 группе вида разрешенного использования. Город Шелехов относится к категории моногородов, поэтому основным источником собственных доходов местного бюджета является именно земельный налог. Уменьшение доходной части бюджета от земельного налога приведет к значительному сокращению отдельных расходных обязательств.
Основной проблемой с собираемостью доходов в бюджет является недостаточная финансовая обеспеченность как юридических, так и физических лиц.

Расходная часть бюджета 2010 - 2013 г.


2010
уд. вес
2011
уд. вес
2012
уд. вес
2013
уд. вес
РАСХОДЫ всего
260898
100
294416
100
424473,4
100
388174,5
100
Общегосударственные расходы
44905
17,2
45887
15,6
58390,5
13,8
52228,3
13,5
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
4200
1,6
5778
1,9
5376,3
1,3
10995,0
2,8
Национальная экономика
1252
0,5
1300
0,4
191103,9
45,0
87017,0
22,4
Жилищно-коммунальное хозяйство
154702
59,3
179932
61,1
83416,8
19,7
145420,8
37,5
Образование
168
0,1
1086
0,4
1004,8
0,2
523,0
0,1
Культура и кинематография
19246
7,4
15494
5,3
18172,9
4,3
23959,3
6,2
Социальная политика
10328
3,9
23431
8,0
37301,1
8,7
13077,6
3,4
Физическая культура и спорт
23737
9,1
21508
7,3
29707,1
7,0
54953,5
14,1
Межбюджетные трансферты
2360
0,9
-
-
-
-
-
-

Основную долю в расходах 2010 - 2013 годов занимали жилищно-коммунальные, общегосударственные вопросы, а также вопросы молодежной политики, социальной политики.
Ежегодно на территории города Шелехова собирается свыше трех миллиардов рублей налоговых отчислений. В большей части они идут в федеральный бюджет, в меньшей - в область, в итоге в городе остается около 3,4%. Особую озабоченность вызывает тот факт, что сегодня полномочия поселения, ориентированные в соответствии со ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" на решение задач, требующих достаточно высоких затрат, финансово не обеспечены.
К основным затратным статьям бюджета в соответствии с закрепленными за поселением вопросами местного значения относятся:
1. Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
2. Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений.
3. Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Учитывая высокий износ инженерных коммуникаций, объемы необходимого финансирования достаточно велики и не под силу бюджету города.
4. Обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.
5. Организация благоустройства и озеленения территории города, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов города также требует значительных финансовых затрат.
В итоге возникает социально-экономическая проблема - недофинансирование социально значимых расходов, сокращение объема и качества бюджетных услуг, увеличение процента износа коммунальной и социальной инфраструктуры, потери энергоресурсов, ветшание жилищного фонда.

Выводы:

Социально-экономическое положение Шелеховского городского поселения в настоящее время характеризуется следующими основными проблемами:
- сокращение объемов производства по основным предприятиям города вследствие нестабильной финансово-экономического ситуации;
- наличие ветхого жилищного фонда, подлежащего сносу;
- имеется зависимость от градообразующего предприятия (земельный налог, а также занятость 15% экономически активного населения на градообразующем предприятии);
- высокий износ коммунальной и инженерно-транспортной инфраструктуры;
- недофинансирование социально значимых расходов, сокращение объема и качества бюджетных услуг вследствие бюджетной недостаточности;
- напряженная экологическая ситуация.

SWOT-АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В Г. ШЕЛЕХОВЕ

Сильные стороны
Слабые стороны
- экономико-географическое положение, близость областного центра;
- наличие ресурсов для развития стройиндустрии;
- наличие свободных строительных площадок;
- преимущества транспортного узла
- зависимость экономики города от деятельности градообразующих предприятий ОК "РУСАЛ";
- конкурентная борьба с г. Иркутском, в которой Шелехов значительно проигрывает;
- высокий износ коммунальной и инженерно-транспортной инфраструктуры;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- низкая предпринимательская активность
Возможности
Угрозы
- развитие сферы малого и среднего бизнеса;
- развитие строительной отрасли на базе собственных запасов инертных материалов;
- развитие жилищного строительства;
- развитие сферы рекреационно-оздоровительных и культурно-развлекательных услуг;
- развитие инфраструктуры придорожного сервиса и логистических услуг
- продукция филиала ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове ориентирована на экспорт, вследствие этого жизнь города напрямую зависит от ситуации на мировом рынке;
- угроза техногенных и природных катастроф в г. Шелехове достаточно велика;
- Шелехов - промышленный центр, никакой иной альтернативы развития в среднесрочной перспективе предложить невозможно;
- миграционный отток населения в областной центр;
- снижение предпринимательской активности населения, концентрация малого бизнеса исключительно в сфере торговли

Если План не будет реализован, социально-экономическое положение города будет как и прежде находиться в зависимости от работы градообразующих предприятий ОК "РУСАЛ".
В конце 2013 года постановлением Правительства Иркутской области значительно уменьшена кадастровая стоимость земли, предоставленной для осуществления производственной деятельности.
При этом кризисная ситуация на основных предприятиях города может повториться и последствия могут быть еще тяжелее, чем сейчас. Наряду с этим без реализации Плана город Шелехов не сможет модернизировать транспортную, коммунальную инфраструктуру.
Последствия неосуществления мер по реализации Плана:
- постепенное увеличение трудовой миграции, в основном, молодых, квалифицированных кадров.
- вероятность потери объекта социальной инфраструктуры, находящегося на балансе ОК "РУСАЛ" - ДК "Металлург", в котором занимаются около 1,5 тыс. жителей Шелехова.
- недофинансирование социально значимых расходов, сокращение объема и качества бюджетных услуг вследствие бюджетной недостаточности постепенно приведет к катастрофической ситуации с износом коммунальной и инженерно-транспортной инфраструктуры.
Необходимы будут дополнительные финансовые средства на содействие занятости населения и жизнеобеспечение муниципалитета.
Таким образом, существующие проблемы г. Шелехова возможно решить посредством использования программно-целевого подхода, через реализацию мер, направленных на развитие новых отраслей экономики и формирование, модернизации необходимой инфраструктуры для комфортной жизнедеятельности населения, на основе максимального использования внутреннего потенциала города.

II. ВЫБОР ЦЕЛЕЙ И РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЕВ БУДУЩЕГО

Главной целью разработки Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода является создание качественной муниципальной среды путем развития новых отраслей экономики посредством использования внутреннего потенциала города.
Исходя из поставленной цели, важнейшими задачами развития города должны стать:
1. Развитие малого и среднего предпринимательства.
2. Развитие ресурсной и строительной базы.
3. Развитие жилищного строительства.
4. Реконструкция и совершенствование городской инфраструктуры.
5. Развитие рекреационно-оздоровительных услуг.
6. Содействие занятости, повышение уровня и качества жизни населения.
В зависимости от сочетания внешних и внутренних условий развитие г. Шелехова может пойти по одному из двух сценариев.
Анализ социально-экономической ситуации показывает, что город Шелехов не обладает уникальными ресурсами, базируясь на которых, можно коренным образом изменить его основную специализацию в течение ближайших лет. Возможности для реализации таких альтернативных вариантов как "муниципальное образование - туристический центр", "муниципальное образование - центр высоких технологий", "муниципальное образование - центр торговли" и других представляются недостаточными.
Рассматриваемые ниже сценарии отталкиваются от ситуации присутствия основных градообразующих предприятий на территории города Шелехова, т.к. город по сути не может существовать без этих предприятий. В том случае, если производство будет свернуто, то большая часть населения города переориентируется в областной центр город Иркутск.
Первый сценарий является единственно возможным, реальным на сегодняшний день путем развития Шелеховского муниципального образования. При данном сценарии Шелеховское городское поселение сохранит свой путь развития - как город металлургов. Нецелесообразно сейчас предлагать резкий переход на какой-либо другой вариант развития. Сегодня сложилась такая ситуация, когда вся жизнедеятельность города зависит от мировых цен на алюминий. Поэтому во избежание катастрофы всегородского масштаба, при каких-либо катаклизмах на мировом рынке или на конкретных местных предприятиях цветной металлургии, необходимо сделать упор на развитие малого и среднего бизнеса, чтобы по возможности увеличить количество как источников городского бюджета, так и мест работы горожан.
При этом сценарии предполагается, что уровень занятости на градообразующих предприятиях останется на уровне 2014 года и дальнейшего высвобождения не будет.
Особый упор будет направлен на расширение позиций Шелехова на строительном рынке региона по направлениям развития ресурсной (предложение стройматериалов, выделение площадей под застройку) и собственно строительной базы.
Основная задача, которая стоит перед руководством города, - это создать комфортные условия проживания для населения и благоприятные условия для привлечения инвестиций в город. Для решения этих задач необходимо создание благоприятного инвестиционного климата и качественной муниципальной среды посредством модернизации коммунальной, транспортной, социальной сфер.
Второй сценарий предполагает, что город Шелехов не будет формулировать какие-либо определенные направления развития, а будет заниматься решением локальных проблем, повышением эффективности деятельности местных служб в рамках современных экономических условий и тенденций.
Малый и средний бизнес продолжает быть ориентированным, в основном, на местный рынок, значительную долю его занимает торговля.
На головных предприятиях алюминиевой промышленности Шелехова происходит постепенное высвобождение рабочей силы, вследствие автоматизации производства и оптимизации управления, в городе будет расти уровень безработицы. В свою очередь другие предприятия города не смогут трудоустроить высвободившихся рабочих и не смогут обеспечить достойный уровень заработной платы. Как следствие этого, будет усиливаться трудовая миграция в областной центр и постепенно город Шелехов в перспективе может стать спальным районом Иркутска.
Недофинансирование социально значимых расходов вследствие бюджетной недостаточности постепенно приведет к катастрофической ситуации с износом коммунальной и инженерно-транспортной инфраструктуры.
Учитывая вышеизложенное, социально-экономическое развитие г. Шелехова планируется по первому сценарию.
Угрозами для реализации целевого сценария являются:
- миграционный отток населения в областной центр;
- низкая предпринимательская активность и преобладание пассивного отношения жителей города к изменениям среды проживания;
- высокая степень износа основных фондов коммунального хозяйства и систем жизнеобеспечения города;
- недостаточная урегулированность вопросов взаимоотношения между властями различных уровней в области бюджетной сферы, где возможности и усилия муниципалитетов по формированию собственной финансовой базы наталкиваются на стремление государства в централизованном порядке перераспределять финансовые потоки в соответствии с концепцией выравнивания бюджетной обеспеченности. Это снижает заинтересованность активных и самодостаточных муниципалитетов в поиске и мобилизации собственных ресурсов развития.

III. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПЛАНА КОМПЛЕКСНОГО
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. ШЕЛЕХОВА

Система мероприятий комплексного плана социально-экономического развития г. Шелехова (приложение 1 к настоящему Плану - не приводится) состоит из 5 разделов и направлена на развитие новых отраслей экономики посредством использования внутреннего потенциала города, на развитие малого и среднего предпринимательства, а также на модернизацию и развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, как основы благоприятного инвестиционного климата, на содействие занятости населения, а также на модернизацию градообразующего предприятия.
Общий объем финансирования Плана составляет 10592,4 млн. руб.
Модернизация градообразующего предприятия:
В целях решения задач по модернизации градообразующего предприятия на территории планируется реализовать 5 инвестиционных проектов общей стоимостью 2786,3 млн. руб.:
1. Модернизация прокалочных печей стоимостью 1850 млн. руб.,
2. Организация производства отожженной катанки АЦЕ стоимостью 208,7 млн. руб.,
3. Увеличение производства алюминиевой катанки за счет организации второго потока подачи алюминиевого сырца стоимостью 132,1 млн. руб.
4. Модернизация анодно-монтажного отделения стоимостью 55,6 млн. руб.
Перечисленные выше мероприятия планируются к реализации на предприятии "Филиал ОАО "РУСАЛ Братск" в городе Шелехове.
5. Сухая очистка газов на предприятии ЗАО "Кремний" ОК "РУСАЛ" стоимостью 539,9 млн. руб.
Мероприятия данного раздела будут осуществляться собственными средствами предприятий. В рамках реализации данных проектов будет создано 47 рабочих мест.
Развитие местной промышленности:
Развитие данного направления будет осуществляться за счет реализации проектов:
1. Строительство центра обработки данных ОАО "Иркутскэнерго". Стоимость проекта составляет 2036 млн. руб. Будет создано 120 новых рабочих мест.
2. Организация производства бортовых авиационных проводов на предприятия ОАО "Иркутсккабель". Предполагает выпуск продукции, не имеющей аналогов в России. Стоимость проекта 569 млн. руб. Будет создано 44 новых рабочих мест.
3. Строительство кирпичного завода ООО "Производственно-коммерческой фирмой "Никоград", ООО "Владимирград". Стоимость строительства составляет 90 млн. руб. Будет создано 70 новых рабочих мест.
4. Строительство логистического центра ООО "Группа компаний "КОТ" стоимостью 1350 млн. руб. Рассчитан для оказания услуг по обслуживанию большегрузного транспорта, в том числе предполагает строительство складов временного хранения для любых видов товара и оптовый продовольственный рынок, а также гостиничный комплекс (отель на 150 мест, кафе-столовая, АЗС, автомойка, сервис). Будет создано 350 новых рабочих мест.
5. Организация производства теплоизоляционной продукции на основе базальтовых волокон ООО ГК "Старатель", стоимостью 600 млн. руб. Будет создано 151 новое рабочее место.
6. Строительство мясокомбината в границах индустриального парка "Чистые ключи". Стоимость проекта 646 млн. руб. Будет создано 290 новых рабочих мест.
Реализация проектов в данном разделе планируется как за счет собственных средств предприятий и организаций, так и за счет привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков.
Развитие малого и среднего предпринимательства
В рамках реализации данного раздела Плана планируется реализация следующих проектов:
1. Строительство автоцентра по продаже автобусов и грузовых автомобилей марки "FAW", инициатор проекта - ООО "Автотрейд-Иркутск", стоимостью 110 млн. руб. Предполагает создание 42 рабочих мест.
2. Модернизация швейного предприятия ООО "Радуга стиль" стоимостью 12,5 млн. руб., будет создано 60 новых рабочих мест.
Развитие социальной инфраструктуры
1. Окончание строительства плавательного бассейна, требуемый объем инвестиций для завершения строительства составляет 90 млн. руб.
2. Строительство многофункционального спортивного центра. Сметная стоимость составляет 362,9 млн. руб.
Развитие и модернизация инженерной инфраструктуры - жилищно-коммунальное хозяйство
1. Реконструкция участка теплосети от точки Z до ТК I-3 стоимостью 345,1 млн. руб.
2. Строительство водозаборных сооружений и водоводов для водоснабжения города Шелехова из Шелеховского месторождения подземных вод стоимостью 411,9 млн. руб.
3. Строительство станции обеззараживания очищенных сточных вод с использованием метода ультрафиолетового излучения города Шелехова стоимостью 18,6 млн. руб.
4. Реконструкция канализационных очистных сооружений г. Шелехова стоимостью 455,5 млн. руб.
- развитие транспорта и инженерной инфраструктуры.
Строительство автомобильной дороги для малоэтажной застройки III микрорайона г. Шелехова стоимостью 36 млн. руб.
- градостроительство.
Строительство домов для переселения граждан из ветхого жилищного фонда стоимостью 672 млн. руб.

IV. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

Важнейшим элементом реализации Плана является взаимоувязка планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей мероприятий Плана и ресурсов для их реализации.
В связи с этим координатор Плана на уровне Иркутской области - министерство экономического развития Иркутской области осуществляет следующие функции:
1) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Плана;
2) формирует отчет о ходе реализации Плана и представляет его в федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию деятельности по обеспечению стабильного развития монопрофильных населенных пунктов Российской Федерации, в установленные им сроки;
3) ежеквартально ведет мониторинг итогов социально-экономического развития города Шелехова, сравнивает их с индикаторами Плана и предлагает меры по их достижению.
Главными распорядителями средств областного бюджета, участвующими в реализации мероприятий Плана, являются следующие исполнительные органы государственной власти Иркутской области (далее - исполнители Плана):
а) министерство экономического развития Иркутской области, в части реализации мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства;
б) министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области, в части проведения работ и мероприятий по реконструкции системы теплоснабжения г. Шелехова строительству водозабора, капитальному ремонта многоквартирных домов;
в) министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, в части реализации мероприятий Плана: строительство дороги для малоэтажной застройки III микрорайона, строительства для переселения граждан из ветхого жилищного фонда, строительство плавательного бассейна;
г) министерство труда и занятости Иркутской области в части мероприятий по содействию занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
Исполнители Плана в рамках реализации отнесенных к их компетенции мероприятий выполняют следующие действия:
а) формируют бюджетные заявки и обоснования на включение мероприятий Плана в областной бюджет на соответствующий финансовый год;
б) заключают соглашения (договоры) о намерениях с органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области;
в) готовят ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий и показателей результативности Плана на очередной финансовый год, предложения по реализации Плана, уточняют расходы по мероприятиям Плана;
г) несут ответственность за обеспечение своевременной и качественной реализации Плана, за эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
д) организуют размещение в электронном виде информации о реализации Плана;
е) осуществляют иные полномочия, установленные законодательством.
Исполнители Плана представляют в министерство экономического развития Иркутской области информацию о выполнении целевых показателей Плана в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом (ежеквартально).

V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация плановых мероприятий за 2015 - 2020 гг. позволит создать необходимую инфраструктуру для комфортной жизнедеятельности населения, что будет способствовать закреплению населения в моногороде.
Среднесрочные результаты (2016):
Реализация Комплексного инвестиционного плана модернизации г. Шелехова в среднесрочной перспективе позволит создать условия для развития новых отраслей экономики, а также позволит устранить социальную напряженность на рынке труда. Будет создано более 600 новых постоянных рабочих мест.
Долгосрочные результаты (2020 год):
1) создание 1226 новых постоянных рабочих мест к 2020 г.;
2) появление новых малых предприятий в отрасли производства строительной продукции и продаж;
3) создание средних предприятий в области мясопереработки, производства строительных материалов;
4) уровень безработицы снизится до 0,4%.
К 2020 г. в городе Шелехове будут созданы качественная среда для проживания граждан и условия для развития малого и среднего предпринимательства.


------------------------------------------------------------------