"Районное отраслевое соглашение по учреждениям образования МО Мамско-Чуйского района на 2015 - 2018 гг."
РАЙОННОЕ ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО УЧРЕЖДЕНИЯМ ОБРАЗОВАНИЯ МО МАМСКО-ЧУЙСКОГО РАЙОНА
НА 2015 - 2018 ГГ.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Соглашение:
- является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в муниципальных образовательных учреждениях МО Мамско-Чуйского района (далее - район);
- заключено в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе взаимного стремления сторон к социальному партнерству и деловому сотрудничеству, коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений;
- обеспечивает поддержание социальной стабильности и развитие социального партнерства в муниципальных образовательных учреждениях района (далее - учреждения);
- не ограничивает права работников и работодателей в расширении трудовых гарантий, компенсаций и льгот через коллективные договоры и трудовые договоры, в том числе за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности;
- является основой для заключения в учреждениях соглашений и коллективных договоров.
1.2. Сторонами Соглашения (далее - стороны) являются:
- Администрация муниципального образования Мамско-Чуйского района в лице Мэра Мамско-Чуйского района (далее - Администрация);
- работники учреждений (далее - работники), подведомственных Отделу образования администрации МО Мамско-Чуйского района (далее - Отдел образования), в лице их полномочных представителей (далее - Полномочные представители);
- руководители учреждений, подведомственных Отделу образования (далее - Работодатели), в лице Заведующего отделом образования.
1.3. Стороны договорились о том, что:
1.3.1. В коллективном договоре учреждения с учетом особенностей его деятельности, финансовых возможностей могут предусматриваться дополнительные меры социальной поддержки, льготы, гарантии и преимущества для работников, более благоприятные условия труда по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим Соглашением.
1.3.3. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить изменения и дополнения в него на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих дополнения или изменения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное уведомление о начале ведения переговоров в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
1.3.4. Принятые сторонами изменения и дополнения к Соглашению оформляются протоколом и соглашением, которые являются неотъемлемой частью Соглашения и доводятся до сведения Администрации, Работодателей, Полномочных представителей.
2. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА
2.1. Стороны Соглашения обязуются:
осуществлять социальное партнерство посредством:
- переговоров сторон социального партнерства по подготовке проектов и заключения соглашений;
- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников;
- участия работников или их представителей в управлении учреждениями.
2.2. Администрация обязуется:
2.2.1. Консолидировать и направлять финансовые средства на подготовку и повышение квалификации педагогических кадров, развитие и укрепление материально-технической базы, решение социальных проблем работников в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетной сметой соответствующего муниципального казенного учреждения.
2.2.2. Информировать Работодателей и Полномочных представителей об объемах перечисляемых средств из консолидированного бюджета на финансирование учреждений, в том числе на выплату заработной платы и оплату отпусков работникам.
2.2.3. Анализировать социально-экономическую ситуацию в системе образования района и принимать согласованные меры, направленные на ее поддержку и улучшение, совместно обращаться в органы государственной власти с предложениями по социальной защите работников.
2.3. Работодатели обязуются:
2.3.1. Обеспечивать участие Полномочных представителей в работе соответствующих коллегиальных органов управления, совещаний, а также аттестационных комиссий по аттестации педагогических и руководящих работников.
2.3.2. Представлять Полномочным представителям в целях учета мотивированного мнения проекты нормативных правовых актов, а также иных ведомственных нормативных правовых актов, разработанных Администрацией и Работодателями, затрагивающих социально-экономические вопросы, трудовые права и интересы работников.
Включать Полномочных представителей в состав рабочих групп по подготовке нормативных правовых актов, программ, концепций, относящихся к сфере трудовых и социально-экономических отношений в сфере образования.
2.3.3. Предоставлять Полномочным представителям по их запросам информацию по всему кругу социально-экономических и трудовых вопросов:
- информацию о финансировании учреждений района за счет средств районного, областного, федерального бюджетов;
- информацию по учреждениям о численности, составе работников, размере средней заработной платы, объеме задолженности по выплате заработной платы, планировании и проведении мероприятий по массовому сокращению численности (штатов) работников;
- информацию о состоянии материально-технической базы учреждений, условий и охраны труда в учреждениях;
- информацию о показателях кадровой обеспеченности учреждений;
- информацию о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в учреждениях;
- другую информацию в рамках своей компетенции.
2.3.4. Обеспечить реализацию федеральных и областных законов, нормативных правовых актов, регулирующих вопросы образования, в том числе в части полного финансирования образовательных учреждений.
2.4. Полномочные представители обязуются:
2.4.1. Осуществлять необходимый контроль за соблюдением законодательства в сфере образования, в том числе по соблюдению социально-трудовых прав и интересов работников.
2.4.2. Оказывать бесплатную правовую и иную необходимую помощь работникам в решении их социально-трудовых проблем, в защите прав и интересов членов Профсоюза в органах государственной власти и управления, судебных и правоохранительных органах.
3. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
3.1. Стороны при регулировании трудовых отношений исходят из того, что трудовой договор с работниками, руководителями учреждений заключается на неопределенный срок, условия трудового договора, снижающие уровень прав и гарантий работника, установленный трудовым законодательством, настоящим Соглашением, иными соглашениями и коллективными договорами, являются недействительными и не могут применяться.
3.2. Работодатели обязуются:
3.2.1. Реализовывать общеобразовательные программы, направленные на выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), Федеральных государственных требований (ФГТ), образовательные программы дополнительного образования детей.
3.2.2. Осуществлять постоянный мониторинг состояния кадровой обеспеченности образовательных учреждений, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и других работников образования с принятием согласованных мер по закреплению кадров в учреждениях образования района.
3.2.3. Не допускать экономически и социально необоснованной ликвидации образовательных учреждений, нарушения прав и гарантий работников при реорганизации и ликвидации образовательных учреждений в пределах своей компетенции.
3.2.4. Информировать в случае угрозы массового увольнения службы занятости населения, профессиональные союзы не менее чем за три месяца и совместно разрабатывать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению.
3.2.5. Основным критерием массового увольнения считать:
а) ликвидацию учреждения с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников учреждения в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней.
3.3. Полномочные представители обязуются:
3.3.1. Осуществлять контроль за соблюдением социально-трудовых прав и гарантий работников в части их занятости, порядка приема и увольнения, перевода, других вопросов трудовых отношений, в том числе и по обязательствам настоящего Соглашения.
3.3.2. Сообщать Отделу образования о грубых нарушениях трудового законодательства в учреждениях, требующих его участия в разрешении возникших трудовых споров.
4. НОРМИРОВАНИЕ И ОПЛАТА ТРУДА
4.1. Стороны Соглашения обязуются:
в установленном порядке обращаться в органы государственной власти по вопросам выделения бюджетных средств:
- для установления окладов, ставок заработной платы работникам;
- для единовременных денежных выплат, ежемесячных доплат педагогическим работникам - молодым специалистам;
- для осуществления мероприятий по охране труда;
- на обучение по программе санитарного минимума;
- на бесплатное прохождение медицинских осмотров (предварительных, периодических).
4.2. Администрация обязуется:
4.2.1. При формировании бюджета МО Мамско-Чуйского района планировать расходы в объемах, обеспечивающих выплату заработной платы работников учреждений в соответствии с действующим законодательством, своевременно уточнять расходы бюджета на эти цели.
4.2.2. Обеспечить полное финансирование заработной платы работников учреждений по окончании текущего месяца по мере поступления денежных средств, финансирование оплаты отпусков работникам учреждений.
4.3. Работодатели обязуются:
4.3.1. Обеспечивать своевременную и полную реализацию социальных гарантий и трудовых прав работников по вопросам оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Иркутской области, Мамско-Чуйского района, Соглашением и коллективными договорами учреждений в пределах своей компетенции.
4.3.2. Совершенствовать отраслевую систему оплаты труда работников в соответствии с трудовым законодательством в пределах своей компетенции.
4.3.3. Обеспечивать согласование Полномочными представителями по вопросам участия в разработке, обсуждении и принятии Работодателями локальных нормативных актов, устанавливающих систему оплаты труда, в пределах своей компетенции.
4.3.4. Формировать систему оплаты труда работников учреждений, включающую размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников, определяемых на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам.
4.3.5. Определять размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера с учетом:
- обеспечения зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
- обеспечения Работодателями равной оплаты за труд равной ценности при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущения какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников;
- обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы работников и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- результатов аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- типовых норм труда для однородных работ;
- согласования Полномочными представителями.
4.3.6. Устанавливать повышающие коэффициенты к должностным окладам (окладам, ставкам заработной платы) работников в случаях:
- получения образования или восстановления документов об образовании (со дня предоставления соответствующего документа);
- присвоения квалификационной категории (со дня принятия решения аттестационной комиссией);
- присвоения почетного звания, награждения ведомственными знаками отличия (со дня присвоения, награждения соответственно);
- присуждения ученой степени (со дня решения Высшей аттестационной комиссией о выдаче диплома).
4.3.7. Производить работнику выплату заработной платы в повышенном размере со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности, если изменение размеров оплаты труда наступило в период отпуска или в период временной нетрудоспособности.
4.3.8. Производить оплату труда педагогическому работнику при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника согласно действующему законодательству.
4.3.9. Осуществлять привлечение работников к выполнению в учреждении ремонтно-строительных, иных хозяйственных работ, не входящих в круг основных обязанностей, только с их согласия и за дополнительную оплату.
4.3.10. Установить 36-часовую рабочую неделю для женщин, работающих в учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если действующим законодательством для отдельных категорий женщин не предусмотрена меньшая продолжительность рабочей недели. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
4.3.11. Установить ежемесячную надбавку в размере не менее 10% от ставки заработной платы (должностного оклада) за счет средств фонда оплаты труда учреждения лицам, награжденным знаками отличия в сфере образования и науки, не менее 15% от ставки заработной платы (должностного оклада) за счет средств фонда оплаты труда учреждения лицам, награжденным государственными наградами за заслуги в сфере образования.
4.3.12. Предусматривать в коллективных договорах учреждений меры поощрения победителей, призеров областных и районных конкурсов "Учитель года", "Воспитатель года" и других отраслевых конкурсов профессионального мастерства.
4.3.13. Заработную плату выплачивать работникам не реже чем каждые полмесяца в денежной форме. Конкретные дни выплаты заработной платы устанавливаются коллективными договорами учреждений. При совпадении дня выплаты заработной платы с выходным или нерабочим праздничным днем выплачивать заработную плату накануне этого дня.
5. ОХРАНА ТРУДА
Стороны Соглашения обязуются:
5.1. Принимать согласованные меры, направленные на:
- выполнение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда;
- обеспечение финансирования мероприятий по охране труда, профилактику травматизма и профессиональной заболеваемости среди работников;
- проведение в учреждениях обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и отдельных категорий работников;
- организацию и проведение в учреждениях специальной оценки условий труда;
- проведение административно-общественного контроля по охране труда в учреждениях;
- обеспечение деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных по охране труда учреждений.
5.2. Принимать участие в разработке районных программ улучшения условий и охраны труда, законодательных и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы обеспечения охраны труда и образовательного процесса в учреждениях.
5.3. Принимать участие в проведении (в необходимых случаях и в пределах своей компетенции) экспертизы условий труда по проектам строительства новых и реконструируемых учреждений; участие в приемке в эксплуатацию новых или реконструированных объектов (зданий, сооружений, оборудования и т.п.) учреждений.
5.4. Организовывать проведение районных конкурсов по охране труда, организовывать участие учреждений в конкурсах по охране труда, проводимых на федеральном и региональном уровнях.
5.5. Проводить регулярный анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости среди работников учреждений с разработкой мер, направленных на их профилактику.
Работодатели обязуются:
5.6. Ежегодно разрабатывать планы мероприятий по улучшению условий и охраны труда в учреждениях в соответствии с действующим законодательством.
5.7. Регулярно проводить обучение работников учреждений по вопросам охраны труда.
5.8. Обеспечивать контроль за соблюдением безопасных условий труда в учреждениях.
5.9. Обеспечить финансирование расходов, связанных с выполнением мероприятий по улучшению условий и охраны труда в учреждениях, в размере не менее 0,2% суммы бюджетных ассигнований на их содержание.
5.10. Обеспечивать своевременное привлечение организаций, имеющих лицензию на право проведения экспертизы зданий и сооружений в целях обследования зданий учреждений, находящихся в технически неудовлетворительном состоянии.
5.11. Устанавливать в коллективных договорах учреждений конкретные размеры повышения оплаты труда всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. При наличии финансовых возможностей устанавливать в коллективных договорах учреждений дополнительные гарантии и компенсации данным работникам.
5.12. Обеспечивать работников учреждений спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации из размера финансирования расходов не менее 0,2% суммы бюджетных ассигнований на их содержание.
5.13. Обеспечивать в учреждениях проведение медицинских осмотров работников за счет средств Работодателей.
5.14. Производить работнику оплату времени простоя из расчета его среднего заработка в случаях:
прекращения работы, угрожающей жизни и здоровью работника;
отстранения от работы не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране труда, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, санитарно-гигиеническую подготовку по вине работодателя.
Полномочные представители обязуются:
5.16. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда, правил и норм охраны труда в учреждениях в соответствии с действующим законодательством.
5.17. Оказывать коллективам учреждений необходимую методическую помощь в организации работы по охране труда, в контроле за обеспечением здоровых и безопасных условий труда.
6. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ
Стороны принимают обязательства:
6.1. В период действия настоящего Соглашения осуществлять соответствующий мониторинг в сфере образования района и принимать согласованные меры, способствующие:
1) выполнению в учреждениях норм действующего законодательства в части установления и предоставления социальных льгот и гарантий работникам этих учреждений;
2) организации летнего оздоровления и отдыха детей работников учреждений;
3) организации оздоровления работников учреждений, в том числе нуждающихся в медицинской реабилитации;
4) соблюдению прав и гарантий педагогических работников на получение мер социальной поддержки по возмещению расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в части отопления и освещения;
5) принятию проекта нормативного правового акта, устанавливающего размер и порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам учреждений;
6) оказанию содействия деятельности районного Совета ветеранов педагогического труда.
Работодатели обязуются:
6.2. Частично финансировать культурно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, организуемые учреждениями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в сметах, планах финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений.
Работодатели и Полномочные представители обязуются:
6.3. Организовывать и финансировать проведение среди работников учреждений районных спортивных и культурно-массовых мероприятий: спартакиад, туристических слетов, смотров художественной самодеятельности и др. в пределах средств, предусмотренных на эти цели в сметах, планах финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений.
7. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛНОМОЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Стороны Соглашения обязуются:
7.1. Соблюдать права и гарантии, способствовать деятельности Полномочных представителей, для чего:
предоставлять бесплатное помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям с отоплением и освещением, средствами связи, для проведения мероприятий.
7.2. Включить Полномочных представителей в перечень организаций, в которые осуществляется рассылка нормативно-правовых актов по оплате труда и социально-экономическим вопросам.
7.3. Своевременно рассматривать письменные обращения и предложения Полномочных представителей, давать на них мотивированные ответы о результатах рассмотрения таких обращений.
7.4. Не препятствовать посещению Полномочными представителями учреждений.
7.5. Ежемесячно и бесплатно удерживать по личным заявлениям членов Профсоюза членские профсоюзные взносы и перечислять их на счета профсоюзных органов.
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Стороны договорились:
8.1. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течение трех лет.
8.2. В течение месяца со дня подписания настоящего Соглашения:
- сторонами Соглашения разрабатывается и утверждается на совместном заседании коллегиальных органов План мероприятий по выполнению принятых обязательств;
- текст соглашения и Плана мероприятий по его выполнению доводятся Отделом образования до сведения учреждений.
Администрация обеспечивает направление на уведомительную регистрацию настоящего Соглашения в министерство труда и занятости Иркутской области.
8.3. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется его сторонами. Информация о ходе выполнения Соглашения ежегодно заслушивается на совместном заседании коллегиальных органов сторон Соглашения и доводится до сведения работников учреждений.
8.4. В течение действия настоящего Соглашения ни одна из сторон не вправе в одностороннем порядке вносить в него изменения и дополнения, отказываться от выполнения тех или иных принятых на себя обязательств. Все изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимной договоренности сторон и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
8.5. Стороны несут ответственность за выполнение принятых на себя обязательств в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
8.6. Настоящее Соглашение подписано (дата, место) в пяти подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Соглашение подписано 19 августа 2015 года.
Мэр МО Мамско-Чуйского района
А.Б.СЕРГЕЙ
Заведующий Отделом образования
администрации муниципального
образования Мамско-Чуйского района
Н.А.БЕК
Полномочные представители
работников муниципальных
учреждений системы образования
МО Мамско-Чуйского района
М.В.МОЗЕР
------------------------------------------------------------------