Постановление Правительства Иркутской области от 06.07.2015 N 330-пп "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного значения, выявленных объектов культурного наследия и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Иркутской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2015 г. № 330-пп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СОСТОЯНИЕМ,
СОДЕРЖАНИЕМ, СОХРАНЕНИЕМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, ПОПУЛЯРИЗАЦИЕЙ
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНОЙ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
МЕСТНОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗНАЧЕНИЯ, ВЫЯВЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с подпунктом 4.2 статьи 9.2, пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:
1. Утвердить Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Иркутской области от 14 февраля 2011 года № 37-пп "Об установлении форм документов, составляемых в ходе и по результатам проведения службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области проверок в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и порядка их заполнения и учета";
2) постановление Правительства Иркутской области от 7 июня 2011 года № 147-пп "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Иркутской области".
3. Настоящее постановление вступает в силу через десять календарных дней после его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Иркутской области
С.В.ЕРОЩЕНКО
Утвержден
постановлением
Правительства Иркутской области
от 6 июля 2015 года
№ 330-пп
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
НАДЗОРА ЗА СОСТОЯНИЕМ, СОДЕРЖАНИЕМ, СОХРАНЕНИЕМ,
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ, ПОПУЛЯРИЗАЦИЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНОЙ
ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ,
ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МЕСТНОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)
ЗНАЧЕНИЯ, ВЫЯВЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящий Порядок определяет общие правила организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Иркутской области (далее - региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия).
2. Уполномоченным органом на осуществление регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия является служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области (далее - региональный орган охраны объектов культурного наследия).
3. Региональный орган охраны объектов культурного наследия осуществляет региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия за соблюдением требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Иркутской области в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования).
4. Предметом регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия являются:
1) соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и физическими лицами (далее при совместном упоминании - поднадзорные субъекты) обязательных требований, в том числе:
требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;
градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места;
требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ;
2) осуществление поднадзорными субъектами:
мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия или объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 73-ФЗ, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации), и иных работ;
мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренных проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
3) выполнение поднадзорными субъектами предписаний, выданных должностными лицами регионального органа охраны объектов культурного наследия в пределах компетенции, по вопросам соблюдения обязательных требований.
5. Региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется посредством:
организации и проведения проверок соблюдения поднадзорными субъектами обязательных требований;
организации и проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия;
систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении поднадзорными субъектами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение);
принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
6. При осуществлении регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия должностные лица регионального органа охраны объектов культурного наследия пользуются правами, установленными пунктом 6 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 1 августа 2011 года № 220-пп "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Иркутской области".
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК ВЫПОЛНЕНИЯ
ПОДНАДЗОРНЫМИ СУБЪЕКТАМИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
8. Проверка выполнения поднадзорными субъектами обязательных требований проводится на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) регионального органа охраны объектов культурного наследия.
9. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки.
10. К отношениям, связанным с организацией и проведением проверок органов государственной власти, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ.
11. К отношениям, связанным с организацией и проведением проверок органов местного самоуправления, применяются положения статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
12. Плановые проверки органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся на основании разрабатываемых региональным органом охраны объектов культурного наследия ежегодных планов.
13. Ежегодные планы проведения плановых проверок в отношении органов государственной власти, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей разрабатываются в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489.
Ежегодные планы проведения плановых проверок в отношении органов местного самоуправления разрабатываются в соответствии с Порядком формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, утвержденным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 222.
Ежегодные планы проведения плановых проверок в отношении физических лиц не разрабатываются.
14. В ежегодные планы проведения плановых проверок включаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателями объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных в границах Иркутской области.
15. Основанием для проведения внеплановой проверки в отношении физического лица являются:
1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания, предусмотренного подпунктом 3 пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ;
2) поступление в региональный орган охраны объектов культурного наследия обращений и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и из средств массовой информации о нарушении обязательных требований;
3) распоряжение руководителя регионального органа охраны объектов культурного наследия, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
16. Основания для проведения внеплановой проверки в отношении органа государственной власти, юридического лица, индивидуального предпринимателя установлены частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ.
17. Основания для проведения внеплановой проверки в отношении органа местного самоуправления и должностного лица местного самоуправления установлены частью 2.6 статьи 77 Федерального закона № 131-ФЗ.
18. По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, составляются акты проверки.
19. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний, измерений, расследований и экспертиз, объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
20. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, физическому лицу под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, физического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле регионального органа охраны объектов культурного наследия.
21. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, физическому лицу под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле регионального органа охраны объектов культурного наследия.
22. Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка, не может превышать двадцать рабочих дней.
23. При составлении распоряжения о проведении проверки и акта проверки применяются типовые формы документов, утвержденные в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ.
24. Решения и действия (бездействие) должностных лиц регионального органа охраны объектов культурного наследия, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ
ЗА СОСТОЯНИЕМ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
25. Мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия проводятся должностными лицами регионального органа охраны объектов культурного наследия на основании заданий регионального органа охраны объектов культурного наследия.
26. Предметом мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия является оценка состояния объекта культурного наследия и (или) его территории, осуществляемая в целях определения состава (перечня) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, а также сроков (периодичности) проведения таких работ.
27. Мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия осуществляются посредством проведения в отношении объекта культурного наследия визуального осмотра, обследования, фото-/видеофиксации, иных мероприятий, позволяющих оценить и зафиксировать состояние объекта культурного наследия и (или) его территории.
28. По результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, составляется акт технического состояния объекта культурного наследия.
29. Порядок выдачи задания и его форма, а также форма акта технического состояния объекта культурного наследия устанавливаются региональным органом охраны объектов культурного наследия.
30. В случае выявления при проведении мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия нарушений обязательных требований, должностные лица регионального органа охраны объектов культурного наследия принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению и (или) устранению таких нарушений, а также в случае необходимости организуют и проводят внеплановую проверку при наличии оснований, указанных в пунктах 15 - 17 настоящего Порядка.
Глава 4. СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
31. Систематическое наблюдение осуществляется должностными лицами регионального органа охраны объектов культурного наследия на основании заданий регионального органа охраны объектов культурного наследия.
32. Предметом систематического наблюдения является информация, позволяющая оценить исполнение обязательных требований при осуществлении поднадзорными субъектами своей деятельности, в том числе:
информация, содержащаяся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах;
информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
информация, размещенная в средствах массовой информации;
информация, полученная по результатам мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия;
информация, содержащаяся в правовых актах и иных документах, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления;
информация, содержащаяся в документах, имеющихся в распоряжении регионального органа охраны объектов культурного наследия;
информация, содержащаяся в документах, имеющихся в распоряжении иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;
информация, содержащаяся в документах, полученных от лиц, осуществляющих научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, авторский и технический надзор за их проведением.
33. Систематическое наблюдение осуществляется посредством анализа информации, предусмотренной пунктом 32 настоящего Порядка.
34. По результатам систематического наблюдения должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, составляется заключение о наличии либо отсутствии нарушений обязательных требований.
35. Порядок выдачи задания и его форма, а также форма заключения устанавливается региональным органом охраны объектов культурного наследия.
36. В случае выявления по результатам осуществления систематического наблюдения нарушений обязательных требований должностные лица регионального органа охраны объектов культурного наследия принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению и (или) устранению таких нарушений, а также в случае необходимости организуют и проводят внеплановую проверку при наличии оснований, указанных в пунктах 15 - 17 настоящего Порядка.
Глава 5. ПРИНЯТИЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕР ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ И (ИЛИ) УСТРАНЕНИЮ
ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ
37. В случае выявления при осуществлении регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия нарушений обязательных требований должностные лица регионального органа охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:
1) выдают предписания, в том числе:
об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия;
об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия;
об устранении нарушений требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
о приостановлении работ, указанных в статье 36 Федерального закона № 73-ФЗ;
об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением Федерального закона № 73-ФЗ, или о внесении в них изменений;
2) привлекают к административной ответственности и принимают меры по предотвращению правонарушений;
3) направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
4) предъявляют в суд:
иск о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре;
в случае если собственник объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия либо собственник земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, - иск об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия;
в случае если объект культурного наследия регионального значения, объект культурного наследия местного (муниципального) значения уничтожен по вине собственника данного объекта или пользователя данным объектом, - иск о безвозмездном изъятии у указанных лиц земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, являющегося неотъемлемой частью объекта культурного наследия.
38. Форма предписания устанавливается региональным органом охраны объектов культурного наследия.
39. Меры по контролю за устранением выявленных нарушений обязательных требований осуществляются посредством организации и проведения внеплановой проверки в порядке, установленном главой 2 настоящего Порядка.
Исполняющий обязанности заместителя
Председателя Правительства Иркутской области
В.Ю.ДОРОФЕЕВ
------------------------------------------------------------------