Приказ министерства образования Иркутской области от 01.06.2015 N 48-мпр "Об утверждении Положения о порядке учета и погашения дебиторской и кредиторской задолженности бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных министерству образования Иркутской области"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 1 июня 2015 г. № 48-мпр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И ПОГАШЕНИЯ
ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ,
АВТОНОМНЫХ И КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ
МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", руководствуясь Положением о министерстве образования Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года № 391/170-пп, статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:
1. Утвердить Положение о порядке учета и погашения дебиторской и кредиторской задолженности бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных министерству образования Иркутской области.
2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
Исполняющая обязанности министра
образования Иркутской области
Е.А.ОСИПОВА
Утверждено
приказом
министерства образования
Иркутской области
от 1 июня 2015 года
№ 48-мпр
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И ПОГАШЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ БЮДЖЕТНЫХ, АВТОНОМНЫХ И КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, которое устанавливает порядок учета и погашения дебиторской и кредиторской задолженности бюджетных, автономных и казенных учреждений, подведомственных министерству образования Иркутской области (далее - Положение, Министерство), и осуществления контроля за состоянием показателей дебиторской и кредиторской задолженности, направленного на недопущение возникновения просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности учреждений.
2. В данном Положении используются следующие понятия:
- кредиторская задолженность - это задолженность, возникающая в рамках осуществления финансово-хозяйственной деятельности учреждения в соответствии с заключенными в установленном порядке договорами (государственными контрактами) на предоставление товаров, работ, услуг (далее - договоры, контракты);
- текущая кредиторская задолженность - задолженность, возникающая в соответствии с исполнением обязательств по договорам в рамках трудового, гражданского, административного, налогового законодательства, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях;
- просроченная кредиторская задолженность - это задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договорами, контрактами, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях;
- невостребованная кредиторская задолженность - это задолженность, которая подлежит списанию и признается задолженностью в связи с ликвидацией кредитора и вследствие прекращения обязательств, связанных со смертью должника, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях;
- необоснованная кредиторская задолженность - это задолженность, которая не подтверждена актами сверок взаиморасчетов с поставщиками, подрядчиками; задолженность, по которой истек срок исковой давности; задолженность, возникшая в результате принятия учреждением обязательств сверх утвержденных с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных областных учреждениях, для казенных учреждений, сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год;
- дебиторская задолженность - предварительная оплата за товары, работы, услуги, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях;
- просроченная дебиторская задолженность - это задолженность, которая не погашена в установленный срок, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях;
- необоснованная дебиторская задолженность - это задолженность, которая не подтверждена актами сверок взаиморасчетов с поставщиками, подрядчиками, в пределах лимитов бюджетных обязательств для казенных учреждений или в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в автономных и бюджетных учреждениях.
3. Бюджетные и автономные областные учреждения, казенные учреждения самостоятельно осуществляют оперативный мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности.
Глава 2. МОНИТОРИНГ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ. ОПЕРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ ОБЛАСТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, АВТОНОМНЫХ ОБЛАСТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, КАЗЕННЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
4. В целях обеспечения текущего контроля за состоянием показателей дебиторской и кредиторской задолженности и недопущения возникновения просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности учреждения должны осуществлять оперативный мониторинг дебиторской и кредиторской задолженности.
5. Оперативный мониторинг просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности необходимо осуществлять на основании ежемесячных сведений на первое число месяца, следующего за отчетным месяцем. Сведения о просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности представляются в Министерство до 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и должны содержать сумму, дату возникновения, код бюджетной классификации, указание контрагента и объяснение причин увеличения просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности.
6. Оперативный мониторинг текущей дебиторской и кредиторской задолженности необходимо осуществлять на основании ежемесячных сведений на первое число месяца, следующего за отчетным месяцем. Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности представляются в отдел исполнения бюджета бухгалтерского учета и отчетности до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, совместно с бухгалтерской отчетностью по форме 0503169 - по автономным и казенным учреждениям, по форме 0503769 - по бюджетным учреждениям (пояснительная записка, на основании чего она возникла) и должны содержать сумму, код бюджетной классификации, дату возникновения, указание контрагента, объяснение причин увеличения дебиторской и кредиторской задолженности.
7. Результаты проводимого оперативного мониторинга просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности используются в целях:
1) выявления отклонений дебиторской и кредиторской задолженности на текущую отчетную дату от задолженности на предыдущую отчетную дату;
2) выявления причин образования просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности;
3) своевременного принятия мер, направленных на устранение и недопущение просроченной и необоснованной дебиторской и кредиторской задолженности.
8. Ежегодно, до сдачи годовой отчетности, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, учреждениям необходимо проводить инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности, определять объем просроченной и текущей задолженности.
9. Ежегодно, в период сдачи годовой бухгалтерской отчетности, согласно утвержденным срокам учреждения представляют в Министерство к форме бухгалтерской отчетности (форма 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности") сведения о результатах инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности с приложением актов сверок. К результатам инвентаризации прилагается пояснительная записка (с указанием даты возникновения, поставщика, кода бюджетной классификации) мероприятий по погашению задолженности, принятых в учреждениях по снижению дебиторской и кредиторской задолженности.
Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ПРОСРОЧЕННОЙ
И НЕОБОСНОВАННОЙ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
10. В случае выявления необоснованной просроченной кредиторской задолженности в бюджетных, автономных учреждениях проводятся мероприятия по оптимизации расходов и оперативного погашения за счет средств внебюджетной деятельности, а в казенных учреждениях в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на текущий финансовый год.
11. В случае недостаточности средств, предусмотренных на текущий финансовый год, для погашения необоснованной просроченной кредиторской задолженности в учреждениях осуществляются следующие мероприятия:
1) требуется утвердить форму графика погашения необоснованной просроченной кредиторской задолженности с основными кредиторами, за подписью двух сторон;
2) подписание соглашений о реструктуризации, необоснованной просроченной кредиторской задолженности с основными кредиторами, включающих в себя графики погашения задолженности.
12. В случае возникновения необоснованной просроченной кредиторской задолженности руководитель учреждения представляет в Министерство план организационных мероприятий по урегулированию просроченной задолженности.
13. Министерство обеспечивает ежеквартальный, оперативный учет состояния необоснованной просроченной кредиторской задолженности.
14. Руководители учреждений несут дисциплинарную ответственность за возникновение необоснованной просроченной кредиторской задолженности в соответствии с законодательством.
Глава 4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
ПРОСРОЧЕННОЙ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
15. В случае выявления просроченной дебиторской задолженности в учреждениях осуществляются мероприятия по погашению задолженности или возврату средств:
- проведение переговоров с должником;
- истребование просроченной дебиторской задолженности в соответствии с действующим законодательством.
16. Министерство обеспечивает ежеквартальный, оперативный учет состояния дебиторской, в том числе просроченной, задолженности в соответствии с представленными от учреждений пояснительными записками.
17. Руководители учреждений несут дисциплинарную ответственность за возникновение просроченной дебиторской задолженности в соответствии с действующим законодательством.
Глава 5. ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОГАШЕНИЮ ПРОСРОЧЕННОЙ
КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
18. Представленные учреждениями сведения в министерстве образования подлежат обобщению и анализу. Результаты мониторинга кредиторской задолженности учреждений используются в целях выявления и оперативного реагирования на факты возникновения просроченной кредиторской задолженности, ее сокращения и недопущения в будущем.
19. При проведении анализа министерство образования осуществляет:
1) анализ структуры и динамики показателей дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной, для бюджетных и автономных областных учреждений по классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) и для казенных учреждений, в разрезе разделов по КОСГУ;
2) проводит оценку отклонений кредиторской задолженности на отчетную дату по сравнению с кредиторской задолженностью на начало каждого отчетного периода;
3) анализирует информацию учреждений о проведенных мероприятиях по снижению или ликвидации просроченной кредиторской задолженности, по ее погашению.
20. Министерство образования по результатам мониторинга представляет в министерство финансов Иркутской области реестр кредиторской задолженности учреждений.
Глава 6. ОПЕРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
21. Министерство образования по результатам мониторинга за отчетный финансовый год вместе с годовой бухгалтерской отчетностью представляет в министерство финансов Иркутской области информацию с подробным анализом проведенных мероприятий, направленных на снижение просроченной задолженности и недопущение возникновения необоснованной задолженности.
Глава 7. СПИСАНИЕ НЕВОСТРЕБОВАННОЙ
КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
22. По результатам инвентаризации, проведенной на 1 января года, следующего за отчетным, в учреждении определяется объем невостребованной или неподтвержденной кредиторской задолженности.
23. Невостребованной кредиторской задолженностью, подлежащей списанию, признается задолженность по следующим основаниям:
- ликвидация кредитора (юридического лица - по истечении срока исковой давности);
- вследствие прекращения обязательства, связанного со смертью должника.
24. Неподтвержденной кредиторской задолженностью, по которой еще не истек срок исковой давности, подлежащей списанию, признается задолженность по следующим основаниям:
- не подтверждена по результатам инвентаризации.
25. Основаниями для списания невостребованной кредиторской задолженности и не подтвержденной по результатам инвентаризации являются следующие документы:
- акт инвентаризации расчетов с поставщиками и прочими кредиторами;
- решение инвентаризационной комиссии;
- письменное обоснование для списания задолженности;
- обращение руководителя учреждения к министру образования Иркутской области о списании кредиторской задолженности с отметкой "Согласовано";
- приказ руководителя учреждения на списание невостребованной кредиторской задолженности.
26. Списанные со счетов бюджетного учета суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором и не востребованные кредиторами, учитываются на забалансовом счете 20 "Списанная задолженность, не востребованная кредиторами" в течение срока исковой давности.
Глава 8. СПИСАНИЕ ПРОСРОЧЕННОЙ ИЛИ НЕВОСТРЕБОВАННОЙ
ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
27. По результатам инвентаризации, проведенной на 1 января месяца, следующего за отчетным годом, учреждение определяет объем просроченной или невостребованной дебиторской задолженности, которая признается таковой по следующим основаниям:
- по истечении срока исковой давности;
- вследствие прекращения обязательства актом государственного органа;
- вследствие прекращения обязательства, связанного со смертью должника;
- вследствие прекращения обязательства, в связи с ликвидацией должника.
28. Основанием для списания просроченной или невостребованной дебиторской задолженности является приказ учреждения, согласованный с главным бухгалтером отдела исполнения бюджета бухгалтерского учета и отчетности, после рассмотрения документов, подтверждающих факт безнадежности задолженности и невозможности ее погашения. Учреждению необходимо представить в Министерство следующие документы:
- документы, подтверждающие поставку товара, выполнение работ, предоставление услуг (акты выполненных работ, накладные, счета-фактуры);
- платежные документы, подтверждающие дату оплаты аванса;
- акты проведенной инвентаризации;
- документы, подтверждающие нереальность взыскания долга, если долг списывается до истечения срока исковой давности;
- выписка из ЕГРЮЛ с расшифровкой о том, что организация-должник ликвидирована;
- акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания долга с организации-должника, постановление об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа;
- документы учреждения по расследованию причин образования задолженности.
29. После списания с баланса учреждения дебиторской задолженности ее в течение пяти лет с момента списания необходимо учитывать на забалансовом счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов".
Исполняющая обязанности министра
образования Иркутской области
Е.А.ОСИПОВА
------------------------------------------------------------------