По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Иркутского областного суда от 22.05.2015 по делу N 3-225/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконной и недействующей статьи 35 Регламента Законодательного Собрания Иркутской области от 17 марта 2010 года N 19/29-ЗС>



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2015 г. по делу № 3-225/2015

Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
при секретаре судебного заседания М.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Шебетниковой Ж.В.,
с участием заявителя К.Л., представителей Законодательного Собрания Иркутской области К.А., О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Л. Ф.И.О.2 о признании статьи 35 Регламента Законодательного Собрания Иркутской области от 17 марта 2010 года № 19/29-ЗС незаконной и не действующей с момента издания,

установил:

Статьей 35 Регламента Законодательного Собрания Иркутской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 17 марта 2010 года № 19/29-ЗС (далее - Регламента) предусмотрено, что Губернатор Иркутской области, первый заместитель Председателя Правительства Иркутской области, заместители Председателя Правительства Иркутской области, министры области, прокурор Иркутской области, руководитель Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, председатель Иркутского областного суда, председатель Арбитражного суда Иркутской области, председатель Уставного Суда Иркутской области, Уполномоченный по правам человека в Иркутской области, Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области вправе присутствовать на всех заседаниях Законодательного Собрания.
Руководители и должностные лица иных исполнительных органов государственной власти области, иных государственных органов области вправе присутствовать на заседаниях Законодательного Собрания при рассмотрении вопросов, относящихся к их ведению.
Представители органов местного самоуправления муниципальных образований области вправе присутствовать на заседаниях Законодательного Собрания при рассмотрении любых вопросов, затрагивающих права и интересы местного самоуправления.
Члены Общественной палаты Иркутской области, уполномоченные советом Общественной палаты Иркутской области, вправе присутствовать на заседаниях Законодательного Собрания при рассмотрении проектов законов области, являвшихся объектом общественной экспертизы Общественной палаты Иркутской области.
Председательствующий на заседании предоставляет слово для выступления или справки присутствующим лицам, не являющимся депутатами Законодательного Собрания, на основании решения Законодательного Собрания.
Присутствующие на заседании лица могут по решению Законодательного Собрания принимать участие в деятельности рабочих групп.
Оспоренное положение Регламента, по мнению заявителя, нарушает его право, гарантированное статьей 29 Конституции Российской Федерации, на получение доступа к информации любым не запрещенным законом способом, а также положениями статей 1, 4, 5, 6, 8, 15 Федерального закона от 9 февраля 2002 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Заявитель указал, что пользователем информации согласно закону является гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющее поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления на заседаниях коллегиальных государственных органов, коллегиальных органов местного самоуправления. Коллегиальные государственные органы и коллегиальные органы местного самоуправления обеспечивают возможность присутствия граждан. Однако вопреки приведенным нормам закона оспариваемая им статья 35 Регламента не предусматривает право граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, присутствовать на заседаниях Законодательного Собрания Иркутской области, в связи с чем он просил суд признать названную норму Регламента незаконной и не действующей с момента издания.
В судебном заседании К.Л. поддержал свое заявление, просил суд удовлетворить его в полном объеме.
Представители Законодательного Собрания Иркутской области К.А., О. возражали против удовлетворения заявления К.Л., изложив свои доводы в письменных возражениях на заявление (данные изъяты).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив представленные суду доказательства, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Шебетниковой Ж.В., полагавшей, что заявление К.Л. не подлежит удовлетворению, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29 ноября 2007 года существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Регламент Законодательного Собрания Иркутской области, утвержденный постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 17 марта 2010 года № 19/29-ЗС, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитан на неоднократное применение, независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Оспоренный в части акт с последующими изменениями издан органом законодательной власти Иркутской области. Публикация Регламента состоялась в Ведомостях Законодательного Собрания Иркутской области № 19 (том 2) 12 апреля 2010 года (данные изъяты).
При таких обстоятельствах оспоренный заявителем в части Регламент Законодательного Собрания Иркутской области с изменениями и дополнениями, по мнению суда, является нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает Конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено Конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 3 статьи 5 названного Федерального закона постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается регламент указанного органа.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона Иркутской области от 8 июня 2009 года № 30-оз "О Законодательном Собрании Иркутской области" (далее - Закон № 30-оз) порядок деятельности Законодательного Собрания определяется Регламентом Законодательного Собрания Иркутской области, принимаемым постановлением Законодательного Собрания (данные изъяты).
Согласно статье 9 Закона № 30-оз Законодательное Собрание правомочно принимать законы области, постановления, обращения, заявления, декларации и иные документы.
В соответствии со статьей 10 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года № 1-оз (ред. от 11 декабря 2014 года) "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области Законодательное Собрание Иркутской области в пределах полномочий, определенных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, Уставом Иркутской области и законами области принимает нормативные правовые акты и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме постановлений.
С учетом изложенного суд находит, что оспоренный заявителем нормативный правовой акт был принят Законодательным Собранием Иркутской области в пределах его полномочий в установленной для данного вида нормативного акта форме с соблюдением процедуры принятия данного нормативного правового акта.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспоренный нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с оспариваемой заявителем статьей 35 Регламента Губернатор Иркутской области, первый заместитель Председателя Правительства Иркутской области, заместители Председателя Правительства Иркутской области, министры области, прокурор Иркутской области, руководитель Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области, председатель Иркутского областного суда, председатель Арбитражного суда Иркутской области, председатель Уставного Суда Иркутской области, Уполномоченный по правам человека в Иркутской области, Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области вправе присутствовать на всех заседаниях Законодательного Собрания.
Руководители и должностные лица иных исполнительных органов государственной власти области, иных государственных органов области вправе присутствовать на заседаниях Законодательного Собрания при рассмотрении вопросов, относящихся к их ведению.
Представители органов местного самоуправления муниципальных образований области вправе присутствовать на заседаниях Законодательного Собрания при рассмотрении любых вопросов, затрагивающих права и интересы местного самоуправления.
Члены Общественной палаты Иркутской области, уполномоченные советом Общественной палаты Иркутской области, вправе присутствовать на заседаниях Законодательного Собрания при рассмотрении проектов законов области, являвшихся объектом общественной экспертизы Общественной палаты Иркутской области.
Председательствующий на заседании предоставляет слово для выступления или справки присутствующим лицам, не являющимся депутатами Законодательного Собрания, на основании решения Законодательного Собрания.
Присутствующие на заседании лица могут по решению Законодательного Собрания принимать участие в деятельности рабочих групп.
Указанная норма Регламента находится в главе 9, которой урегулированы вопросы созыва заседаний, открытие и проведение заседаний Законодательного Собрания, и устанавливает перечень руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей палаты Иркутской области, которые вправе присутствовать на заседаниях Законодательного Собрания.
Как следует из заявления К.Л., оспариваемая им норма Регламента противоречит Федеральному закону от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ).
Однако положения главы 9 Регламента, в том числе оспариваемая заявителем статья 35 Регламента, не регулируют вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информации (граждан, организаций, общественных объединений) к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, являются предметом правового регулирования Федерального закона № 8-ФЗ.
Этот Федеральный закон закрепляет основные принципы, способы обеспечения доступа к информации о деятельности указанных органов, формы и способы предоставления такой информации, ответственность за нарушение порядка доступа к информации.
Пунктом 5 статьи 6 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться присутствием граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления.
Аналогичная норма нашла свое закрепление и в статье 3 Закона Иркутской области от 3 ноября 2011 года № 105-ОЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Иркутской области и Губернатора Иркутской области", в соответствии с которой доступ к информации о деятельности государственных органов Иркутской области обеспечивается способами:
1) обнародование (опубликование) государственными органами Иркутской области информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами Иркутской области информации о своей деятельности в сети "Интернет";
3) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, на заседаниях коллегиальных государственных органов Иркутской области, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов Иркутской области;
4) размещение государственными органами Иркутской области информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и иных отведенных для этих целей общедоступных местах;
5) опубликование информации о деятельности государственных органов Иркутской области в официальных справочниках, специализированных сборниках и иной печатной продукции;
6) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов Иркутской области в помещениях, занимаемых указанными органами, и через библиотечные и архивные фонды;
7) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов Иркутской области;
8) иными способами, предусмотренными законами Иркутской области и (или) иными нормативными правовыми актами Иркутской области.
В соответствии со статьей 15 указанного Закона Иркутской области коллегиальные государственные органы Иркутской области обеспечивают возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей средств массовой информации, организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, на своих заседаниях, а иные государственные органы Иркутской области - на заседаниях своих коллегиальных органов в соответствии с регламентами государственных органов Иркутской области или иными нормативными правовыми актами Иркутской области.
Кроме того, постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 24 декабря 2014 года № 20/41-ОЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Законодательного Собрания Иркутской области" утверждено Положение о порядке организации доступа к информации о деятельности Законодательного Собрания Иркутской области, в соответствии с которым при проведении заседаний Законодательного Собрания и его постоянных комитетов, комиссий обеспечивается возможность присутствия на них граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления.
С учетом изложенного суд находит, что статья 35 Регламента Законодательного Собрания Иркутской области не ограничивает право заявителя присутствовать на заседаниях Законодательного Собрания Иркутской области, предусмотренное Федеральным законом № 8-ФЗ.
При таких обстоятельствах не имеется оснований утверждать, что статья 35 Регламента противоречит Федеральному Закону от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Учитывая, что статья 35 Регламента не противоречит иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не имеется оснований для признания данной нормы Регламента незаконной и не действующей с момента издания, так как отсутствие указания в ней на возможность граждан (физических лиц), представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений присутствовать на заседании Законодательного Собраний Иркутской области само по себе не может являться основанием для признания ее недействующей.
Судом также не установлено статьей 35 Регламента нарушений каких-либо субъективных прав К.Л. как гражданина Российской Федерации, в том числе и нарушений статьи 29 Конституции Российской Федерации, на что ссылается К.Л. в своем заявлении и в объяснениях, данных суду.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Иркутский областной суд

решил:

В удовлетворении заявления К.Л. о признании статьи 35 Регламента Законодательного Собрания Иркутской области от 17 марта 2010 года № 19/29-ЗС незаконной и не действующей с момента издания отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
В.Г.ПЕТУХОВА


------------------------------------------------------------------