По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление ЗС Иркутской области от 20.05.2015 N 25/38-ЗС "О докладе совета муниципальных образований Иркутской области о положении дел в сфере организации и осуществления местного самоуправления в Иркутской области"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. № 25/38-ЗС

О ДОКЛАДЕ СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Заслушав доклад совета муниципальных образований Иркутской области о положении дел в сфере организации и осуществления местного самоуправления в Иркутской области, руководствуясь статьей 3 Закона Иркутской области от 8 декабря 2009 года № 93/59-оз "О полномочиях органов государственной власти Иркутской области по взаимодействию с советом муниципальных образований Иркутской области", статьями 162 и 163 Регламента Законодательного Собрания Иркутской области, Законодательное Собрание Иркутской области постановляет:

принять доклад совета муниципальных образований Иркутской области о положении дел в сфере организации и осуществления местного самоуправления в Иркутской области к сведению (прилагается).

Председатель
Законодательного Собрания
Иркутской области
С.Ф.БРИЛКА





Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Иркутской области
от 20 мая 2015 года
№ 25/38-ЗС

ДОКЛАД
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АССОЦИАЦИИ (СОВЕТА) МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ"

Иркутск 2015

В соответствии со статьей 3 Закона Иркутской области от 8 декабря 2009 года № 93/59-оз "О полномочиях органов государственной власти Иркутской области по взаимодействию с советом муниципальных образований Иркутской области", главой 43 Регламента Законодательного Собрания Иркутской области некоммерческая организация "Ассоциация муниципальных образований Иркутской области" представляет Законодательному Собранию Иркутской области ежегодный доклад совета муниципальных образований Иркутской области о положении дел в сфере организации и осуществления местного самоуправления в области.
Сегодня для Ассоциации муниципальных образований Иркутской области в определенной мере знаменательный день. Впервые за все время деятельности нам предоставили возможность сделать сообщение перед уважаемым собранием о положении дел в сфере организации и осуществления местного самоуправления, поделиться информацией о проблемах местного самоуправления, которое справедливо называют самой близкой к народу властью и которое сегодня находится в достаточно сложном положении.
Сразу отмечу, что касается острых проблем развития муниципальных образований - их набор сохраняется, хотя происходит некоторая смена акцентов: одни проблемы, получая некоторое разрешение, уходят на второй план, другие, напротив, приобретают большую актуальность.
Муниципальное сообщество области доверило мне второй раз руководить работой Совета Ассоциации муниципальных образований, на который Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон) возложил функции по организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражению и защите общих интересов муниципальных образований. Вместе с тем, отмечу, что Ассоциация не располагает и не имеет каких-либо административных функций и не может вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, являясь некоммерческой организацией.
Ассоциация, согласно Закону и своему Уставу, является экспертной организацией в сфере местного самоуправления, обеспечивающей оперативное взаимодействие и обмен мнениями от самого малого сельского поселения до муниципальных районов и городских округов. Ассоциация не решает вопросы местного значения на конкретных территориях, а создает в первую очередь систему коммуникаций муниципалитетов между собой, с органами государственной власти, а также предлагает механизмы для быстрого поиска решения острых проблемных вопросов, создавая для своих членов "пространство возможностей" - обучаться, получать правовую, методическую, информационную поддержку, продвигать законодательные инициативы.
Членами Ассоциации являются все районные муниципальные образования, городские округа и большинство городских и сельских поселений.
На ежегодном общем собрании Ассоциации с учетом задач и проблем, стоящих перед органами местного самоуправления, избираются Палаты и Секции, в состав которых входят специалисты органов местного самоуправления всех муниципальных образований, отвечающие за определенные направления деятельности.
Взаимодействие Ассоциации с органами государственной власти Иркутской области строится в соответствии с Законом Иркутской области от 8 декабря 2009 г. № 93/59-оз "О полномочиях органов государственной власти Иркутской области по взаимодействию с советом муниципальных образований Иркутской области".
Для согласования интересов муниципальных образований и органов государственной власти при решении общих задач, гласности, законности, добровольности, взаимной ответственности в 2014 году по предложению Губернатора области С.В.Ерощенко были внесены изменения в Устав Иркутской области, и Ассоциация получила право законодательной инициативы. Это, безусловно, создает новые возможности для муниципального сообщества области для продвижения своих интересов, влияния на формирование регионального правового поля.
Сегодня практически все региональные законопроекты и нормативно-правовые акты, касающиеся местного самоуправления, направляются органами государственной власти Иркутской области в Ассоциацию, которая организует их обсуждение и проводит своеобразную муниципальную экспертизу.
В 2014 году наши поправки были учтены при обсуждении 60 областных законопроектов.
Представители Ассоциации участвуют в работе комитетов и постоянных комиссий Законодательного Собрания, в депутатских слушаниях. Положительную оценку получила и практика проведения в рамках сессий Законодательного Собрания муниципального часа, где мэры и председатели Дум имеют возможность донести до депутатов свои предложения о мерах, принимаемых органами местного самоуправления в рамках социально-экономического развития муниципальных образований.

В настоящее время, проводя обсуждение проектов законов, мы соизмеряем их в свете ключевого для нас Закона "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона № 136-ФЗ от 27 мая 2014 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым законами субъекта может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта и во многом изменят основные принципы организации местного самоуправления.
При организации работы палат и секций Совет Ассоциации уделяет особое внимание взаимодействию и синхронизации своих действий с органами государственной власти региона. В результате обмена мнениями, достаточно конструктивного диалога с руководителями областных министерств по целому ряду вопросов удалось выработать рекомендации органам местного самоуправления по наиболее эффективному участию в областных государственных программах, их реализации и разработки соответствующих муниципальных программ.
Во многом благодаря совместной работе с министерством финансов и комитетом по бюджету, ценообразованию, финансово-экономического и налогового законодательства, активному и постоянному участию в деятельности Ассоциации министра финансов Н.В.Бояриновой и председателя комитета Н.И.Дикусаровой удалось разработать достаточно эффективную методику распределения дотаций на сбалансированность, субсидии за эффективность бюджетных расходов муниципальных образований и в целом ряде случаев своевременно предупредить финансовую несостоятельность (неплатежеспособность) ряда муниципальных образований.
Однако все еще остается актуальным "управление в ручном режиме". Быстро меняется законодательство, меняется ситуация в стране и в области.
2015 год органы местного самоуправления начали в условиях жестких бюджетов. Поэтому мы с вами вынуждены искать пути для повышения бюджетных доходов. В конце марта месяца мы вынуждены были провести расширенное заседание Совета Ассоциации и еще раз рассмотреть вопрос "О распределении дополнительной финансовой помощи из областного бюджета бюджетам муниципальных образований" и результаты экспертно-аналитического мероприятия "Анализ прогнозных показателей доходов и мер, принимаемых к увеличению их поступлений в муниципальных образованиях области".
В работе Совета приняли участие руководители всех заинтересованных министерств области, проанализировано состояние дел и перспективы по различным наиболее важным направлениям деятельности муниципалитетов, обсуждены механизмы, побуждающие муниципалитеты наращивать собственные доходы. Тем более что уже по прошествии трех месяцев текущего года мы вынуждены констатировать негативные тенденции и угрозы исполнения бюджетов по доходам.
Сегодня к местным налогам относятся сложно собираемые и незначительные по объемам земельный налог и налог на имущество физических лиц. Вполне очевидно, что такой объем налоговых доходов не может обеспечить финансовую самостоятельность муниципальных образований.
Все последние годы благодаря решениям федерального законодателя перечень полномочий муниципальных образований рос, а налоговые источники местных бюджетов оставались неизменными. Муниципалитеты области прилагают значительные усилия совместно с управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области по увеличению поступлений налогов. В начале года фиксируется небольшой, но все же рост налоговых доходов местных бюджетов за счет налога на вмененный доход, взыскания старой задолженности налогоплательщиков, налога на доходы физических лиц.
Вместе с тем, среди проблем, мешающих улучшению финансового состояния муниципальных образований, остается отсутствие возможности у муниципальной власти отслеживать налоговую ситуацию у субъектов малого и среднего бизнеса, работающих на территории, - сейчас они не предоставляют статотчетность местной власти. Таким образом, администрация муниципалитета не может анализировать ситуацию в этом секторе и, в свою очередь, эффективно строить бюджетную политику.
Экономический потенциал нашей области огромный. Как отметил Сергей Владимирович Ерощенко, в 2014 году отдача экономики Иркутской области в виде поступлений в федеральный бюджет увеличилась почти в два раза и составила более 200 млрд. рублей.
Сегодня региональный бюджет - около 100 миллиардов рублей, а консолидированный, с учетом местных бюджетов, - 125 миллиардов.
Назрела необходимость пересмотра некоторых принципов межбюджетных отношений. Мы понимаем, что межбюджетные отношения - это тонкий процесс, и очень легко его разбалансировать. Но установление законодательных стимулов повышения собственной доходной базы может стать тем пусковым механизмом, который обеспечит развитие территорий муниципалитетов и региона в целом.
По оценке министерства финансов области несбалансированность местных бюджетов составляет 1,9 миллиарда рублей, из 472 муниципалитетов 450 имеют бюджет, который на 30 и более процентов состоит из областных трансфертов. При этом стимулов для развития собственной налогооблагаемой базы, и, что особенно важно, правовых рычагов у муниципалитетов нет.
Трудно не согласиться с оценкой, данной Президентом РФ В.В.Путиным: "В течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла внимания проблемам местного самоуправления. В конечном счете это непосредственно сказывается на уровне жизни населения в российских городах и селах. Большой проблемой местного самоуправления остается недостаточность его собственной доходной базы. Но именно с местных органов власти население спрашивает и за исполнение федеральных налогов, и за работу ЖКХ, и за очень многое другое" (конец цитаты).
Недостаточное финансовое обеспечение, когда дефицит муниципальных бюджетов закрывается из бюджетов высшего уровня, не позволяет муниципальной власти иметь необходимые ресурсы, чтобы решать жизненно важные вопросы жителей.
Руководство муниципалитетов постоянно ставит вопрос о максимально возможной замене дотаций и субсидий местным бюджетам на дополнительные отчисления от налогов, собираемых на соответствующих территориях и поступающих в бюджет области.
Наверное, сегодня главные проблемы местного самоуправления относятся не к вопросам организации муниципальной власти и территориальной основы местного самоуправления, а к его экономической и финансовой основе.
Ассоциация планирует продолжить совместную работу с министерством финансов и комитетами Законодательного Собрания по совершенствованию методики распределения субсидий за эффективность и изменения одного из условий ее получения в части сокращения недоимки и прироста недоимки по налогам, поскольку муниципалитеты не являются администраторами этих налогов и у них отсутствуют реальные рычаги воздействия на налогоплательщиков.
Ассоциация уже длительное время считает необходимым в установленном порядке внести изменения в федеральное законодательство о местном самоуправлении в части приведения Законов РФ в соответствие с единой концепцией о соотношении вопросов местного значения, а также ряда полномочий, прямо не предусмотренных Федеральным законом № 131 в соответствии с расходными обязательствами, необходимыми для их решения.
Необходимо отметить, что в нормах закона 131-ФЗ комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования не отнесено к конкретным вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления. В то же время, исходя из собственного системного толкования, всех совокупностей вопросов местного значения, можно сделать вывод о том, что комплексное развитие муниципального образования все-таки относится к компетенции органов местного самоуправления. Но вдруг это нецелевое использование средств?
Очень часто, особенно федеральные законодатели, принимая тот или иной закон, забывают конкретизировать уровень муниципального образования, которое должно реализовывать определенные Законом полномочия. Кроме того, длительное время так и не определены в юридическом плане такие понятия как, например, "оказывать содействие". Не всегда согласуются между собой изменения, вносимые в 131-ФЗ и в бюджетный, налоговый, строительный, жилищный кодексы.
Общее количество полномочий местного самоуправления возросло с 2003 года более чем в два раза. За период после принятия 131-го закона в него было внесено более 200 изменений и дополнений, для чего было принято около 30 федеральных законов.
Основными вопросами, над решением которых работает Ассоциация, является не только исполнение бюджетов, но и многочисленные вопросы реализации различных федеральных и целевых программ, вопросы исполнения органами местного самоуправления своих полномочий в различных сферах.
Для реализации этих задач было проведено расширенное заседание Палаты сельских поселений на базе Хомутовского муниципального образования, в котором приняли участие 155 глав сельских поселений. При участии министерств экономического развития, имущественных отношений, министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок были разработаны рекомендации по реализации проекта "Народные инициативы" в сельских поселениях, по проблемным вопросам реализации постановления Правительства Иркутской области "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов..." и реализации Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Замечу, что реализация данного Закона постоянно находится в центре внимания Ассоциации. В декабре месяце был проведен Семинар-совещание, где был проанализирован опыт работы органов местного самоуправления по реализации Федерального закона № 44, о результатах мониторинга в сфере закупок продуктов питания социальными учреждениями по повышению активности участия местных товаропроизводителей в формировании областных и муниципальных заказов. Особое внимание было уделено результатам проверок качества закупаемых продовольственных товаров для нужд учреждений социальной сферы Иркутской области.
В феврале месяце Ассоциация организовала семинар на тему "Земельно-имущественные отношения в 2015 году: новые требования земельного права, законодательства о регистрации и кадастре", в котором приняло участие более 200 специалистов и руководителей муниципальных образований.
Ассоциация, учитывая многие факторы, в том числе и кадровую проблему в муниципальных образованиях, для координации работы и привлечения специалистов из организаций, занимающихся деятельностью, связанной с повседневной работой органов местного самоуправления, продолжила работу по реализации договоров о сотрудничестве с Контрольно-счетной палатой Иркутской области, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, Иркутским юридическим институтом Российской правовой академии, Федеральной налоговой службой по Иркутской области, Управлением Министерства юстиции и Прокуратурой Иркутской области.
Соглашения позволяют достаточно системно проводить совместные обсуждения проблемных вопросов применения действующего законодательства в сфере местного самоуправления, разрабатывать предложения о внесении изменений в федеральные и региональные нормативные правовые акты, оказывать муниципалитетам помощь в разработке модельных правовых актов, обеспечивая их точное соответствие федеральному и региональному законодательству.
Обмен аналитической и статистической информацией, представляющей взаимный интерес, позволяет совершенствовать областное законодательство по межбюджетным отношениям, проводить анализ практики применения законов в сфере финансового контроля, проводить семинары и другие мероприятия по вопросам, затрагивающим интересы муниципальных образований. Отмечу, что постановка на региональном уровне вопросов местного самоуправления через Совет Ассоциации достаточно эффективна и ориентирована на постановку наиболее сложных вопросов с точки зрения перспектив их решения. Основная задача Совета - выявить, обобщить проблему, обеспечить ее постановку для рассмотрения на уровне компетентных органов государственной власти области, с учетом мнения муниципального сообщества на основе предварительного мониторинга мнений и предложений членов Ассоциации.
Организации взаимодействия с публичными органами власти системное содействие оказывают и депутаты Законодательного Собрания. Постоянное участие в работе Ассоциации Бориса Григорьевича Алексеева, Кузьмы Романовича Алдарова, Натальи Игоревны Дикусаровой, Ольги Николаевны Носенко, Председателя Законодательного Собрания Людмилы Михайловны Берлиной и других позволило в 2014 году разработать рекомендации для муниципальных образований по разработке правил землепользования, обусловленных изменениями в Федеральный закон № 137 "О введении в действие Земельного кодекса РФ", по созданию дежурной кадастровой карты поселений в электронном виде, рекомендации по корректировке штатного расписания для формирования кадрового состава, который должен осуществлять исполнение полномочий по распоряжению земельными участками с 1 марта 2015 года, по приобретению географической информационной системы "ИнГео" для создания, хранения и редактирования графической и картографической информации, также был подготовлен аналитический материал, указывающий на вероятные дефекты произведенной кадастровой оценки земель при оспаривании собственниками и арендаторами действующей кадастровой стоимости.
В муниципалитетах Иркутской области завершается процесс принятия генеральных планов. Формирование градостроительной документации в муниципалитетах должно быть завершено к концу 2015 года. В настоящее время генеральные планы утверждены в 99% муниципальных образованиях. Генеральные планы пока не приняты в Листвянском и Ушаковском муниципальных образованиях. Кроме того, в этом году 14 муниципалитетов утвердили внесения изменений в генеральные планы. Подчеркну, что создание градостроительной документации завершит территориальное планирование региона - развитие производственных, сельскохозяйственных, рекреационных зон, резервирование источников питьевого водоснабжения, развитие социальных объектов, совершенствование транспортного обслуживания населения.
Отмечу, что в последние годы скопилось немало проблем, связанных с пассажирскими перевозками в муниципалитетах в вопросах организации транспортных услуг, уровня безопасности и качества пассажирских перевозок. Проведенный в декабре - январе месяцах анализ показывает острую необходимость принятия областного закона, который обеспечит нормальное функционирование рынка транспортных услуг, особенно в отдаленных сельских районах. Предложения муниципальных образований направлены в министерство жилищной политики, энергетики и транспорта и Службу по тарифам Иркутской области.
Рассмотрены и обобщены лучшие практики муниципальных образований по формированию земельных участков для их последующего бесплатного предоставления, в том числе для многодетных семей.
Впервые в Иркутской области реализовано мероприятие по предоставлению субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области по строительству или приобретению жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения. Субсидия была предоставлена Ольхонскому районному муниципальному образованию. В настоящее время введено в эксплуатацию 189,3 кв.м жилья.
В рамках мероприятия по созданию системы обеспечения жильем проживающих и желающих проживать в сельской местности в 2014 году 167 граждан, в том числе 76 молодых семей и молодых специалистов, получили субсидию в сумме 165 млн. рублей на строительство жилья. На 1 февраля 2015 года улучшены жилищные условия 39 семей. Введено в эксплуатацию 3617,9 кв.м жилья, в том числе 1897,9 кв.м для 17 молодых семей и молодых специалистов.
Одной из болевых точек является участие в ФЦП "Переселение из ветхого и аварийного жилья". Надеюсь, что 2014 год стал поворотным моментом для многих сибиряков, годами живущих, будем откровенны, в ужасных условиях. Приведу пример, пусть кто-то подумает о том, что это нескромно, своего родного Черемхово.
В прошлом году введено в эксплуатацию 25,2 тыс. кв.м жилья - это в три раза больше, чем годом ранее. Из аварийного жилищного фонда за два последних года переселили 935 человек с площади более 17 тыс. кв.м. В этом году в городе шахтеров для переселенцев из ветхого и аварийного жилья сдадут еще четыре многоквартирных дома. В 2015 году на переселение граждан из аварийного жилищного фонда Черемхово будет направлено в общей сложности 854 миллиона рублей, из них 523 млн. - средства государственного Фонда содействия реформированию ЖКХ, 308,4 - областного бюджета и 22,6 - софинансирование муниципалитета. В течение года будут введены в эксплуатацию 16,1 тыс. кв. метров жилья, в которые переедет 331 семья.
Программа по переселению граждан в новое жилье в Черемхово рассчитана на 2013 - 2016 годы. Всего за это время в городе будет ликвидировано 129 аварийных домов общей площадью 60,4 тыс. кв.м, новое жилье получат 3 тыс. 425 человек.
В Братске в 2014 году были сданы в эксплуатацию пять жилых домов, строительство которых началось в 2013 году за счет средств, полученных из государственной корпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" и из бюджета Иркутской области. Всего в прошлом году в Братске в новостройки переселены 366 жителей.
Запланирована реконструкция и капитальный ремонт городских улиц - на эти цели будет направлено 120 млн. рублей из средств Дорожного фонда Иркутской области на условиях софинансирования из городского бюджета. На ремонт дорог в садово-огороднические кооперативы будет израсходовано 40 млн. рублей. В городе возводятся два новых детских сада.
В 2015 году в Тулуне планируется строительство детского сада под выкуп на 140 мест. На данный момент муниципалитет выделил земельный участок, ведется привязка проекта к местности. За счет средств областного бюджета будет проведен капитальный ремонт корпуса детского сада "Жемчужинка", в результате которого будет дополнительно введено 45 мест.
После ввода в марте 2015 года здания детского сада на 240 мест будет ликвидирована очередь территории Мегетского муниципального образования.
В прошлом году в муниципальных образованиях области сдали 35 детсадов, началось строительство школ. С участием муниципалитетов разрабатывается долгосрочная программа создания в регионе новых мест в школах области для постепенного перевода обучения на односменный режим, обозначенный в Послании Губернатора Иркутской области как проект "Большая перемена". Сейчас региону необходимы 68 новых школ, всего в регионе дополнительно требуется 67 тысяч школьных мест, причем наиболее остро проблема стоит в Иркутске и районе. Строительство школ с участием муниципалитетов в регионе ведется по нескольким государственным программам: в рамках программы "Развитие образования" было выделено 344,7 миллиона рублей для строительства школы на 520 мест в поселке Залари, еще 906,7 миллиона рублей на строительство четырех сельских школ выделено по программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы".
Особая задача, несмотря на решение других проблем, стоит перед муниципальными образованиями по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Муниципалитеты приняли участие в разработке региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов. Неудовлетворительное состояние многоквартирных домов обусловлено неэффективностью системы управления ими управляющими организациями, недостаточным объемом финансовых ресурсов, направленных на их содержание, высокой степенью износа оборудования и инженерных систем. Особую тревогу вызывает то, что на ход выполнения Программы могут повлиять опережающие темпы инфляции, что приведет к повышению стоимости услуг и работ по капитальному ремонту, а в результате - к невозможности реализации мероприятий в рамках ресурсного обеспечения, предусмотренного программой.
Сохранение тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства на прежнем уровне, безусловно, важный и ответственный шаг, который позволит поддержать население в сложный экономический период. Муниципалитеты видят свое участие в содействии и контроле за предприятиям жилищно-коммунальной сферы, с тем чтобы в сфере ЖКХ уменьшить себестоимость работ, улучшить теплогенерацию, уменьшить потери тепла и воды в сетях, оптимизировать траты на содержание персонала, не перекладывать производственные траты на потребителей коммунальных услуг.
Одной из ключевых задач, стоящих перед муниципальными образованиями в 2015 году, является обеспечение условий для получения качественного общего образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов, что влечет за собой необходимость создания эффективно работающих финансово-экономических механизмов обеспечения качества образования на уровне муниципалитетов.
Важнейшим фактором обеспечения стабильной работы системы образования является достижение соответствующего уровня заработной платы педагогических работников. Средняя заработная плата педагогических работников по итогам 2014 года составила: в муниципальных общеобразовательных организациях - 31860 рублей, в муниципальных дошкольных образовательных организациях - 26665 рублей. Средняя зарплата педагогов дополнительного образования - 26455 рублей, преподавателей и мастеров производственного обучения - 27536 рублей. Средняя зарплата педагогов, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, составляет 29101 рубль.
Все муниципальные образования приступили к внедрению систем ведения электронных журналов и электронных дневников. Фонд школьных библиотек области составляет 4270596 экземпляров учебников. В 2014 году освоены дополнительные средства из областного бюджета на приобретение учебников в размере 50069,3 тыс. рублей для муниципальных образовательных организаций.
В 2015 году необходимо решить вопросы, касающиеся минимального размера оплаты труда (необходимости доведения заработной платы до уровня МРОТ с учетом северных надбавок и районных коэффициентов), а также размера стимулирующих выплат работникам образовательных организаций, особенно для низкооплачиваемых категорий работников образовательных организаций из числа вспомогательного и обслуживающего персонала.
Буквально в ближайшие дни нам необходимо решить вопросы организации питания в период летнего отдыха детей, возникших из-за повышения стоимости продуктов питания.
Совет Ассоциации отмечает, что по-прежнему чрезмерное количество проверок, запросов и представлений, нередко формальных и проводимых "для галочки", существенно осложняет работу органов местного самоуправления. Вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности, работники муниципалитетов тратят огромное количество времени на составление ответов на обращения проверяющих и контролирующих органов. Никто не предлагает отменить контроль за деятельностью местных властей, однако методы этого контроля необходимо совершенствовать. Если учесть, что кроме органов прокуратуры муниципалов постоянно проверяют и другие ведомства: пожарная охрана, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные службы и т.д., то можно себе представить, какой объем документооборота ежегодно и ежемесячно обрушивается на каждое муниципальное образование и насколько это отрывает сотрудников местных органов власти от непосредственного исполнения своих функций - удовлетворения потребностей граждан.
Например, Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области настойчиво, раз в 1,5 года проводит проверку органов местного самоуправления Черемховского районного муниципального образования по исполнению государственных полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что является явным нарушением требований пункта 2.3 статьи 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В этом же муниципальном образовании Енисейским управлением федеральной службы по экологическому и атомному надзору плановая проверка проводилась в апреле 2014 года, следующая проверка назначена на апрель 2015 года. Кроме того, были проведены внеплановые проверки в апреле 2013 года и в марте 2014 года.
В Шелеховском муниципальном районе в 2014 году было проведено 78 плановых и 27 внеплановых проверок образовательных организаций, при этом зачастую сроки проведения проверок различными органами совпадают.
В 2014 году Ассоциация уделяла особое внимание работе по реализации Федерального закона № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Для преодоления недостаточной информированности граждан по наиболее актуальным вопросам законодательства по решению Общего собрания создана секция "Информатизация органов местного самоуправления", деятельность которой позволила не только выявить существующие проблемы, но и определить основные направления деятельности сайтов муниципальных образований.
В нынешнем году мы начали подготовку к изданию "Вестника Ассоциации", в котором совместно с Прокуратурой Иркутской области и другими заинтересованными органами государственной власти будут публиковаться модельные регламенты предоставления муниципальных услуг, официальные документы, типовые проекты договоров, модельные муниципальные правовые акты и другое, что позволит избежать многих ошибок в деятельности органов местного самоуправления. Необходимость обмена опытом работы, аналитической и статистической информацией обусловлена все большим обращением муниципалитетов по различным вопросам. Достаточно сказать, что в 2014 году в исполнительную дирекцию поступило 2764 письма от муниципальных образований, от органов государственной власти было получено более 600 писем и запросов. Практически на все обращения даны квалифицированные ответы.
В 2015 году главное для муниципалитетов - обеспечение трудовой занятости. Мы не должны допустить неоправданного сокращения рабочих мест, роста задолженности по заработной плате и других нарушений прав работников. По официальным данным, в Иркутской области становится все меньше субъектов малого и среднего предпринимательства: с 121,6 тыс. в 2011 году их число уменьшилось до 113,2 тыс. в 2014-м. По итогам прошлого года на себя или в небольших предприятиях работали 26,5% всех занятых в экономике региона.
Опыт определенный накоплен, так, в конкурсе "Организация Иркутской области высокой социальной эффективности и лучших достижений в сфере развития социального партнерства", проводимом министерством труда и занятости Иркутской области, в номинации "Лучшее муниципальное образование Иркутской области по проведению работы в сфере развития социального партнерства" призерами стали 12 муниципальных образований.
Общее собрание членов Ассоциации определило, что основными задачами на 2015 год являются:
1. Укрепление взаимодействия органов местного самоуправления, развитие муниципального сотрудничества, с учетом интересов всех типов и уровней муниципальных образований.
2. Оказание консультационной, методической, юридической помощи муниципальным образованиям в вопросах организации и деятельности местного самоуправления и гражданского общества.
3. Содействие развитию экономической, правовой, организационной, территориальной основ местного самоуправления.
4. Изучение и распространение различных форм участия населения в самоуправлении и тесного взаимодействия с общественными объединениями в целях развития местного самоуправления, в частности, продолжение работы по организации ТОС.
Совет считает, что вовлечение в управление территориями самих жителей должно стать приоритетом в деятельности муниципальной власти. Иначе самоуправление может переродиться в обыкновенную бюрократическую структуру.
5. Организация обмена информацией, нормативными актами между муниципальными образованиями, обобщение и распространение положительного опыта работы органов местного самоуправления.
6. Содействие подготовке и переподготовке кадров муниципальных служащих и выборных лиц местного самоуправления муниципальных образований области.
7. Содействие совершенствованию межбюджетных отношений, достижению реальной и объективной сбалансированности бюджетов муниципальных образований.
Надеюсь, что мне удалось поделиться информацией о главных проблемах муниципального сообщества и деятельности Ассоциации муниципальных образований, которая, как отметило общее собрание, не дублируя ничьих полномочий, принимает на себя некоторые функции по организации процессов решения, как вопросов местного значения, так и государственных задач, которые могут повысить качество муниципального управления.

Председатель Ассоциации,
мэр муниципального образования
"город Черемхово"
В.А.СЕМЕНОВ


------------------------------------------------------------------