Решение Иркутского областного суда от 03.04.2015 по делу N 3-78-15 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 и приложения N 1 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года N 520-спр "О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2014 года N 187-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии для ООО "Т" ">
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 апреля 2015 г. по делу № 3-78-15
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ткачук М.А.,
при секретаре З.,
с участием: представителя заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Т" Б.,
представителей Службы по тарифам Иркутской области К., П., М.,
прокурора Иркутской областной прокуратуры Мальхановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-78-15 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Т" о признании недействующим пункта 2 и приложения № 1 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр "О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2014 года № 187-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии для ООО "Т" (город Братск)",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Т" (далее - ООО "Т") обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству приказа Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр "О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2014 года № 187-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии для ООО "Т" (город Братск)".
В обоснование заявленных требований ООО "Т" указало, что является организацией, осуществляющей услуги по передаче тепловой энергии на территории города Братска Иркутской области.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2014 года № 187-спр, опубликованном в газете "Областная" 16 июня 2014 года № 64 (1232), для ООО "Т" установлены долгосрочные тарифы на услугу по передаче тепловой энергии на 2014 - 2016 годы.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр, опубликованном в газете "Областная" 24 ноября 2014 года № 132 (1300), приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2014 года № 187-спр изменен в порядке корректировки тарифа исходя из долгосрочных параметров регулирования.
При корректировке тарифа на тепловую энергию ООО "Т" на 2015 год Службой по тарифам Иркутской области из расчета необходимой валовой выручки исключены выпадающие расходы по капитальному ремонту тепловой сети за 2013 год в размере 1471000 рублей 40 копеек.
Основанием исключения расходов на капитальный ремонт за 2013 г. из расчета необходимой валовой выручки явилось непредставление ООО "Т" платежных документов (платежных поручений с отметкой банка), подтверждающих несение заявителем расходов по договору подряда от 27 апреля 2012 года, заключенному между ООО "Т" и ООО "С", выполнившим капитальный ремонт тепловой сети.
В соответствии с пунктом 6.2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации ПБУ 10/99" при оплате приобретаемых материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности.
В соответствии с пунктом 2.3 договора подряда от 27 апреля 2012 года оплата выполненных работ осуществляется перечислением денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение трех лет с момента подписания справки о стоимости выполненных работ, то есть расход на капитальный ремонт принят ООО "Т".
Исключение Службой по тарифам Иркутской области из расчета необходимой валовой выручки суммы расходов на капитальный ремонт за 2013 год не обеспечивает достаточности средств для покрытия всех экономически обоснованных расходов ООО "Т".
ООО "Т" просило признать приказ Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр противоречащим пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункту 13 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, пункту 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э; пунктам 6, 6.2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 33н.
В заявлении об уточнении заявленных требований ООО "Т" просило суд признать недействующими пункт 2 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр "О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2014 года № 187-спр об установлении долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии для ООО "Т" (город Братск)" и приложение № 1 к данному приказу.
В судебном заседании представитель заявителя ООО "Т" Б. поддержал заявленные требования. В дополнительных пояснениях ссылался на пункты 2, 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, в соответствии с которыми расходы, понесенные организацией в каком-либо расчетном периоде регулирования (финансовом году), должны быть включены регулирующим органом в тариф в течение трех последующих расчетных периодов регулирования (трех финансовых лет). Пунктом 51 Основ ценообразования установлена обязанность регулирующего органа осуществлять ежегодную корректировку долгосрочного тарифа по формуле, установленной Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э, которая в том числе учитывает экономически обоснованные расходы регулируемой организации, понесенные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и не возмещенные регулируемой организации. Полагал, что Служба по тарифам Иркутской области не произвела полного анализа экономической обоснованности произведенного расхода (необходимости проведения ремонта, экономически обоснованного размера его стоимости, факта проведения ремонта), нарушив пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Дополнительно указал на нарушение прав оспариваемым нормативным правовым актом, которое выразилось в указании при корректировке тарифа периода действия долгосрочного тарифа, который составляет менее трех лет.
Представитель заинтересованных лиц Общества с ограниченной ответственностью "И" и Общества с ограниченной ответственностью "Э" Х. согласилась с заявленными ООО "Т" требованиями.
Представители Службы по тарифам Иркутской области К., П., М. возражали против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованное лицо - Федеральная Служба по тарифам в письменных пояснениях по делу указало, что согласно пунктам 35 и 42 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ от 13 июня 2013 года № 760-э, при установлении тарифов с применением метода индексации в состав необходимой валовой выручки входят операционные расходы (подконтрольные), неподконтрольные расходы, расходы на покупку энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя, прибыль и учитываются результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования города Братска О. с заявленными требованиями не согласился, указал, что в данном деле должен применяться специальный акт в области тарифного регулирования - пункт 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, в соответствии с которым в подтверждение фактического несения расхода должны быть представлены платежные документы по договорам.
Выслушав объяснения представителя заявителя ООО "Т" Б., представителей Службы по тарифам Иркутской области К., П., М., оценив нормативны правовой акт на его соответствие федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Мальхановой Е.В., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные требования ввиду нарушения процедуры принятия нормативного правового акта, Иркутский областной суд приходит к следующему.
Общество с ограниченной ответственностью "Т" является организацией, осуществляющей услуги по передаче тепловой энергии в территории города Братска Иркутской области, что подтверждается пунктом 2.2 Устава предприятия (л.д. 34, том 1) и договором об оказании услуг по передаче тепловой энергии, заключенным между заявителем и Обществом с ограниченной ответственностью "Э" 27 апреля 2012 года, в соответствии с пунктом 2.2 которого предусмотрено оказание услуг по передаче тепловой энергии по тепловой сети п. Порожский 1500 п.м, инвентарный номер 25:414:001:010005780, литер 1 (л.д. 3 - 8, том 3). Аналогичное положение содержится в договорах от 1 января 2014 года и от 1 января 2015 года (л.д. 46 - 58, том 3).
На основании договора аренды от 1 апреля 2011 года, заключенного между ООО "Т" и Обществом с ограниченной ответственностью "И", с учетом дополнительного соглашения от 18 июля 2013 года во временное пользование ООО "Т" передана тепловая сеть п. Порожский 1500 п.м, инвентарный номер 25:414:001:010005780, литер 1, которая находится в собственности ООО "И" (л.д. 10 - 14, 22 том 3).
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э, и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на услуги по передаче тепловой энергии (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункт 6 части 1 статьи 8).
Служба по тарифам Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Иркутской области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, что подтверждается Положением о Службе по тарифам Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 года № 303-пп (л.д. 65 - 68 том 1).
В соответствии с пунктом 6 Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 года № 97, в состав коллегиального органа (правления Службы по тарифам Иркутской области в данном деле) входят не более семи человек.
При принятии оспариваемого решения о корректировке долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии для ООО "Т" (город Братск) на 2015 год Правление Службы по тарифам Иркутской области заседало 31 октября 2014 года в составе шести человек и являлось правомочным, поскольку присутствовало более половины его членов от имеющихся в составе семи человек.
Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в силу части 1 статьи 9 названного Закона являются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации установленных тарифов, метод обеспечения доходности инвестированного капитала и метод сравнения аналогов.
В соответствии с частью 2 указанной нормы порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулами корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях.
Как усматривается из материалов дела, 30 апреля и 13 июня 2013 года ООО "Т" представило в Службу по тарифам Иркутской области предложение об установлении тарифов на 2014 - 2016 годы на услугу по передаче тепловой энергии методом индексации установленных тарифов (л.д. 195 - 196, том 2). Данная организация осуществляет регулируемые виды деятельности не впервые.
Распоряжением Службы по тарифам Иркутской области от 8 июля 2013 года № 128р открыто дело об установлении тарифов в отношении ООО "Т" путем применения метода индексации (л.д. 193 - 194, том 2), которое размещено на официальном портале Иркутской области (л.д. 4, том 2).
Службой по тарифам Иркутской области издан приказ от 10 июня 2014 года № 187-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии для ООО "Т" (город Братск), пунктами 1 и 2 которого установлены долгосрочные тарифы на услугу по передаче тепловой энергии с календарной разбивкой согласно приложению, которые действуют с 20 июня 2014 года. А также признан утратившим силу с 20 июня 2014 года приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 261-спр "Об установлении тарифов на услугу по передаче тепловой энергии, оказываемую ООО "Т" (город Братск), с 1 января 2013 года" (191 - 192, том 2).
Согласно приложению для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения установлены одноставочные тарифы в руб./Гкал (без учета НДС) со следующей календарной разбивкой: с 20 по 30 июня 2014 года - 737,17; с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года - 817,80; с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года - 817,80; с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года - 857,79; с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года - 857,79; с 1 июля 2016 года - 909,71.
Оспариваемым приказом от 17 ноября 2014 года № 520-спр в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2014 года № 187-спр внесены изменения. Первоначальный приказ дополнен пунктом 1(1), которым установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО "Т" (город Братск) на 2014 - 2016 годы согласно приложению 2. Приложение к приказу изложено в новой редакции согласно приложению 1 к оспариваемому приказу, и приказ дополнен приложением 2 согласно приложению 2 к оспариваемому приказу (л.д. 100 - 102, том 1).
Таким образом, оспариваемый приказ Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр издан в порядке корректировки установленных долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии для ООО "Т" (город Братск).
Согласно приложению 1 к протоколу заседания правления Службы по тарифам Иркутской области от 31 октября 2014 года регулируемой организации ООО "Т" для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения установлены одноставочные тарифы в руб./Гкал (без учета НДС) со следующей календарной разбивкой: с 20 по 30 июня 2014 года - 737,17; с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года - 817,80; с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года - 817,80; с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года - 868,44; с 1 января 2016 года по 30 июня 2016 года - 842,08; с 1 июля 2016 года - 842,08 (л.д. 105 - 107, том 1).
Согласно приложению 2 к протоколу заседания Правления службы по тарифам Иркутской области от 31 октября 2014 года регулируемой организации ООО "Т" установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности на 2014 - 2016 годы, которыми базовый уровень операционных расходов определен в размере 550,2 тыс. руб. на 2014 - 2016 годы, индекс эффективности операционных расходов установлен на уровне 1%, нормативный уровень прибыли - 0% (л.д. 108, том 1).
Оспариваемый приказ от 17 ноября 2014 года № 520-спр является нормативным правовым актом, издан уполномоченным органом и опубликован вместе с приложениями в общественно-политической газете "Областная" 24 ноября 2014 года № 132 (1300), направлен регулируемой организации 17 ноября 2014 года и получен ею 24 ноября 2014 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 45, том 2).
В соответствии с положениями части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан доводами и основаниями заявленных требований, однако рассматривает дело в пределах заявленных требований.
Как усматривается из материалов дела, заявитель ООО "Т" оспаривает приказ Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр, которым внесены изменения в первоначальный приказ об установлении долгосрочных тарифов на 2014 - 2016 годы, и не оспаривает первоначальный приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2014 года № 187-спр.
Таким образом, проверке в данном деле подлежит порядок принятия приказа Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр в рамках пункта 2 и приложения 1, учитывая, что заявитель полагает указанный нормативный правовой акт не соответствующим требованиям федерального законодательства по мотиву исключения регулирующим органом из расчета необходимой валовой выручки выпадающих расходов по капитальному ремонту тепловой сети за 2013 год в размере 1471000 рублей 40 копеек.
В соответствии с пунктом 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.
Согласно пункту 7 указанных Правил предельные уровни тарифа устанавливаются на финансовый год. Цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного финансового года.
Пунктом 12 Правил установлено, что открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется как по предложению регулируемой организации, так и по инициативе органа регулирования в случае непредставления регулируемой организацией предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных настоящими правилами.
В соответствии с пунктом 13 регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
Согласно пункту 14 Правил в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении тарифов на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования.
В силу пункта 39 Правил решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, принимается в соответствии с пунктами 13 - 35 настоящих Правил.
Как усматривается из материалов дела, заявитель ООО "Т" не обращался с заявлением о корректировке долгосрочного тарифа на 2015 год, поэтому в соответствии с пунктами 12 и 14 вышеназванных Правил Служба по тарифам Иркутской области открыла дело о пересмотре (корректировке) долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии на 2015 год по собственной инициативе, что подтверждается распоряжением от 7 июля 2014 года № 123-р (л.д. 104, том 1).
Служба по тарифам Иркутской области трижды назначала заседания правления для решения вопроса о корректировке долгосрочных тарифов, дважды - 20 и 24 октября 2014 года - заседания откладывались по ходатайству представителей ООО "Т" для представления дополнительных документов. 31 октября 2014 года на заседании правления присутствовал представитель ООО "Т" Б., который имел на руках расчет необходимой валовой выручки для формирования тарифа на тепловую энергию на 2015 год (л.д. 19 - 22, том 1), составленный регулирующим органом, однако доказательств, подтверждающих фактическое несение расходов по капитальному ремонту тепловой сети, выполненному в 2013 году, не представил. Правовая позиция по непредставлению платежных документов основывалась на том, что их наличие не обязательно, поскольку расход считается совершенным с момента формирования кредиторской задолженности, так как в соответствии с договором на выполнение подрядных работ их оплата производится в течение трех лет с момента подписания формы № КС-3.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении" предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимые в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации.
Указанные предельные уровни устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней тарифов учитываются долгосрочные тарифы, установленные для теплоснабжающих организаций, долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательства по концессионным соглашениям и договорам аренды, объектами которых являются объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 11 октября 2014 года № 227-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год" были установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации. Максимальная величина роста тарифов в Иркутской области установлена с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года в размере 100%, с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года в размере 107,9%.
Из расчета необходимой валовой выручки для формирования тарифа на тепловую энергию на 2015 год методом долгосрочной индексации (корректировка установленных тарифов) для ООО "Т" следует, что рост тарифов составил на 2015 год 106,2%, что не превышает установленный предельный уровень (л.д. 109 - 112, том 1).
Таким образом, приказ Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр принят до 20 декабря 2014 года, то есть до начала очередного финансового года (2015 год), корректировка долгосрочных тарифов осуществлена на очередной финансовый год в соответствии с календарной разбивкой, предельный уровень тарифов на 2015 год не превышает установленного приказом Федеральной службы по тарифам от 11 октября 2014 года № 227-э/3 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год".
Доводы заявителя ООО "Т" и прокурора в судебном заседании о том, что при установлении долгосрочных тарифов были допущены нарушения порядка их установления (тарифы установлены на срок менее трех лет, долгосрочные параметры регулирования не определялись, календарная разбивка не соответствует требованиям законодательства, тарифы установлены в период регулирования, а не до 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, в приказе не указан метод регулирования тарифа на тепловую энергию), не являются основаниями к отмене оспариваемого приказа Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр, поскольку первоначальный приказ от 10 июня 2014 года № 187-спр заявителем не оспаривается.
Суд принимает во внимание то обстоятельство, что фактически при корректировке тарифов на 2015 год Служба по тарифам Иркутской области устранила ошибку, допущенную при расчете долгосрочных параметров регулирования при установлении долгосрочных тарифов, которая возникла в результате двойного учета аренды офисного помещения при расчете операционных (подконтрольных) расходов, что подтверждается анализом операционных расходов ООО "Т", представленных Службой по тарифам Иркутской области в судебное заседание, путем их сопоставления с расчетом необходимой валовой выручки на 2014 год (л.д. 237 - 243, том 2).
Из расчета необходимой валовой выручки на 2014 год и аналогичного расчета на 2015 год (л.д. 109 - 112, том 1) следует, что в том и другом случаях Служба по тарифам Иркутской области исходила из утвержденных в тарифах на 2013 год операционных (подконтрольных) расходов в размере 515,7 тыс. руб., которые следует умножить на индекс потребительских цен в размере 106,7% по прогнозу Минэкономразвития Российской Федерации социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, в связи с чем базовый уровень операционных расходов составляет 550,2 тыс. руб. на 2014, 2015 и 2016 годы. Служба по тарифам Иркутской области ошибочно определила указанный уровень на 2014 год в размере 650,0 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, долгосрочные параметры регулирования - параметры расчета тарифов, устанавливаемые органом регулирования на долгосрочный период регулирования, в течение которого они не пересматриваются.
Согласно пункту 3 Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий в сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом пунктов 28 - 31, 40 - 42, 44 и 58 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
При установлении базового уровня операционных расходов регулируемой организацией учитываются расходы, связанные с обеспечением достижения плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, за исключением расходов на указанные цели, предусмотренных утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой регулируемой организации.
При 1-м применении метода индексации установленных тарифов отношение базового уровня операционных расходов к сумме соответствующих расходов, учтенных в тарифах регулируемой организации в предшествующем расчетном периоде регулирования, не может превышать индекс потребительских цен в среднем за год по отношению к предыдущему году в соответствии с базовым вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренного Правительством Российской Федерации (с учетом планируемого изменения количества активов и объема реализуемых товаров (услуг) регулируемой организацией в году, на который устанавливается базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов, по сравнению с предшествующим расчетным периодом регулирования, за исключением размера операционных расходов текущего года и прошлых лет, подтвержденных органом регулирования, в том числе по результатам рассмотрения разногласий и (или) обжалования в установленном законодательством Российской Федерации порядке, учитываемых органом регулирования при установлении тарифов на последующие периоды).
Таким образом, пересмотр долгосрочных параметров регулирования невозможен путем их ежегодной индексации, что не имело места в данном деле, в котором базовый уровень операционных расходов был приведен в соответствии с требованиями законодательства и является одинаковым для всех трех периодов регулирования.
Суд исходит также из того, что заявитель ООО "Т" не оспаривал приложение 2 к оспариваемому приказу Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр, которым установлены долгосрочные параметры регулирования его деятельности, поэтому дело рассмотрено судом в пределах заявленных требований об оспаривании пункта 2 и приложения 1 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр.
Суд также считает неправильным признание недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр по мотивам нарушений, допущенных при установлении долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии для ООО "Т" приказом от 10 июня 2014 года № 187-спр, поскольку в таком случае первоначальный приказ, который заявителем не оспаривается, будет продолжать действовать, тогда как оспариваемым приказом устранены недостатки первоначального приказа при корректировке тарифа на очередной финансовый год, он принят в соответствии с законодательством в сфере теплоснабжения.
Обращение заявителя ООО "Т" в суд с требованием о признании недействующим пункта 2 и приложения 1 к Приказу Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр связано с тем, что регулирующий орган исключил из расчета необходимой валовой выручки на 2015 год выпадающие расходы по капитальному ремонту тепловой сети за 2013 год в размере 1471000 рублей 40 копеек.
В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российски Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, а также пунктом 1 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э, в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимом от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Пунктом 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрен перечень документов, подтверждающий фактическое несение расходов, к ним относятся платежные документы, подтверждающие факт несения расходов по договорам.
Расходы на проведение капитального ремонта тепловой сети п. Порожский не были учтены Службой по тарифам Иркутской области в расчете необходимой валовой выручки на 2015 год со ссылкой на то, что заявителем не представлены платежные документы (платежные поручения с отметкой банка), подтверждающие факт несения расходов по представленному договору подряда.
Суд полагает, что заявленные расходы не могут быть признаны экономически обоснованными.
В соответствии с пунктом 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 35 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э, до начала долгосрочного периода регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования и иных прогнозных параметров регулирования орган регулирования рассчитывает необходимую валовую выручку регулируемой организации отдельно на каждый i-тый расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования по формуле, где дельта результат - это величина, определяемая на i-тый год первого долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 42 настоящих Методических указаний и учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования.
Пунктом 42 Методических указаний установлено, что величина, определяющая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования (дельта результат), рассчитывается по формуле и может принимать как положительные, так и отрицательные значения.
Заявитель указывает, что в 2013 году он понес расходы на капитальный ремонт тепловой сети, необходимость которого подтверждается: паспортом тепловой сети от ТК-12 до ТК-9 п. Порожский, которая введена в эксплуатацию в 1971 году и нормативный срок службы которой составляет 30 лет; актом об аварийном состоянии труб от 11 декабря 2012 года, в котором отсутствует указание на фактическое состояние труб; дефектной ведомостью, в которой отсутствует указание на имеющиеся дефекты.
В подтверждение несения расходов по капитальному ремонту заявитель представил в суд локальный ресурсный сметный расчет № 1т от 27 апреля 2012 года; положение о закупке товаров, работ, услуг, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности в сфере теплоснабжения, утвержденное ООО "Т" 1 марта 2012 года № 01/2012; извещение о запросе котировок № 1; заявку на участие в запросе котировок от ООО "С"; протокол заседания закупочной комиссии от 27 апреля 2012 года, в соответствии с которым победителем запроса котировок цен стало ООО "С"; договор на выполнение подрядных работ от 27 апреля 2012 года, заключенный с ООО "С", из содержания пункта 2.3 которого следует, что оплата производится в течение трех лет с момента подписания справки формы КС-3; реестр выполненных работ за 2013 год; счет-фактуру № 56 от 30 сентября 2013 года; справку о стоимости выполненных работ от 30 сентября 2013 года; акт о приемке выполненных работ за сентябрь 2013 года (л.д. 48 - 99, т. 2).
Согласно пункту 41 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с пунктами 29 - 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:
А) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) и соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
Б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
В) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
Г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии данных, указанных в пункте 29 настоящего документа, обоснованность фактических значений расходов (цен) определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие три года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли.
При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Из анализа вышеприведенных положений нормативных актов следует, что законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в области теплоэнергетики не предусмотрено проведение иных процедур, кроме торгов, в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Однако подпункт "г" пункта 29 и пункт 30 Основ ценообразования предусматривают возможность формирования цены в определенном порядке и без проведения торгов, но применение Федеральных единичных расценок-2001 к нему не относится. Заявитель не представил также экспертных оценок, подтверждающих принцип формирования цены, установленной в договоре с ООО "С".
Суд соглашается с позицией службы по тарифам Иркутской области о том, что для экономической обоснованности расходов регулируемой организации необходимо представить платежные документы, подтверждающие фактическое несение расходов, помимо бухгалтерской и статистической отчетностей.
Суд принимает во внимание то обстоятельство, что бухгалтерская отчетность была представлена ООО "Т" регулирующему органу посредством телекоммуникационных каналов связи. Однако статистическая отчетность в регулирующий орган не представлялась.
При таких обстоятельствах, учитывая также, что ни в регулирующий орган, ни в судебное заседание ООО "Т", а также заинтересованное лицо - собственник тепловой сети ООО "И" не представили журналы ремонта тепловой сети, в том числе по определению суда, заявленные расходы не могут быть признаны экономически обоснованными.
В судебное заседание заявитель ООО "Т" представил выписки из Операционного офиса "Б" Новосибирского филиала "Н" в подтверждение обстоятельств оплаты выполненных работ по договору ООО "С" в 2013 году на сумму 487000 рублей (л.д. 145 - 150, том 2) и платежные поручения из программы "Б" (л.д. 157 - 162, том 2).
Однако выписка со счета в банке не является первичным бухгалтерским документом, а платежные поручения не имеют отметки банка.
Суд принимает во внимание, что заявитель не лишен возможности обратиться с Службу по тарифам Иркутской области для корректировки тарифов на 2016 год, представив соответствующие платежные документы, подтверждающие несение экономически обоснованных расходов по капитальному ремонту тепловой сети.
В связи с этим оснований для признания недействующими пункта 2 и приложения 1 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр "О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2014 года № 187-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии для ООО "Т" (город Братск) не имеется, поэтому в удовлетворении заявленных ООО "Т" требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Отказать в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Т" о признании недействующими пункта 2 и приложения № 1 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 17 ноября 2014 года № 520-спр "О внесении изменений в приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июня 2014 года № 187-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии для ООО "Т" (город Братск)".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья
М.А.ТКАЧУК
------------------------------------------------------------------